СПЛАВ  
Жизнь клубаЖизнь клубаФотографии, отчеты и тд и тпЗайди и увидишьФорум,Ссылки на другие туристические рессурсы и банеры НЕофициального сайта "СПЛАВ"Можно сказать лоция сайта
НЕофициальный сайт турклуба "СПЛАВ" Приморский край, г.Владивосток
Статья Китой
Назад

Участники путешествия:

1. Непогодин М.М. - руководитель
2. Корниенко Ю.В.
3. Немчин К.Н.
4. Распопин В.А.
5. Малков А.С.
6. Фищенко А.В.
7. Никитенко А.Н.
8. Похватная О.В.

Нитка маршрута:
г.Хабаровск - ст.Слюдянка - верховья р.Китой - р.Китой(сплав) - п.Расдолье - г.Ангарск - г.Хабаровск

Маршрут по реке Китой проходит в Восточных Саянах, одном из красивейших мест Сибири. Саяны - обширная горная страна, состоящая из двух горных систем Восточных и Западных Саян. Восточные Саяны простираются более чем на 1000 км. С северо-запада на юго-восток, от Енисея до Байкала. Эта горная область входит в состав бассейна Енисея - крупнейшей водной артерии нашей страны.
Река Китой, по которой мы совершали сплав, крупный приток Ангары. Китой начинается со склонов горного узла Нуку-Дабан на высоте 2091м. Длина реки 322км, общее падение - 1453м. Питание Китоя смешанное: 63% - дождевое, 30% - подземное, 7% - снеговое.
Административно маршрут проходит по западу республики Бурятия и юго-западу Иркутской области. Район мало населен. Основные пункты заброски - город Слюдянка и Нижнеудинск (Уда - авиазаброска).
Наша группа состояла из восьми человек - сборной городов Хабаровска (Центр "Грань") и Владивостока (т/к "Сплав"). Прибыв ночью в Слюдянку нам пришлось выдержать натиск местных автолюбителей зарабатывающих на доставке туристов к маршруту. Ночевали на вокзале, а утром встретили нашего руководителя, который возвращался с Алтая. В принципе найти машину - это не проблема. Вопрос стоял только в цене. Немного помучавшись машина "ГАЗель" была найдена за более ли менее приемлемую цену.
Из Слюдянки автодорога ведет через с.Кырен и с.Монды на Самарту. Дорога хорошая, живописаня: справа стеной стоят Тункинские гольцы, слева - отроги Хамар-Дабана. На въезде в Тункинский национальный парк стоит пост, тормозящий все машины. Нам повезло, и нас не остановили, обошлось без объяснений. Светило солнце, пейзажи за окном поражали все больше и больше. Но никто из нас и не мог догадываться, что это последний солнечный день на маршруте.
Остановились на левом берегу Китоя возле карьера. Дорога заняла около 7 часов. Строительство катамаранов началось в тот же день. Затрудняло это мероприятие лишь одно - дождь.
На воду встали к 17 часам следующего дня. Очень трудно было сориентироваться, где мы находимся. В верховьях река довольно энергичная, правда, иногда встречались перекаты шкуродерного типа. Жертвой одного такого переката стал хабаровский катамаран. Полтора часа ремонтных работ и мы опять бороздили воды Китоя, удивляясь и восхищаясь пейзажами.
Согласно прочитанному описанию первыми серьезными препятствиями Китоя являются пороги 18-19 после которых, через 70м начинаются Верхние Щеки и порог-водопад. Все жили в ожидании этого чуда, принимая любое скальное сужение за Верхние Щеки. Все наши опасения были развеяны после левого притока, на котором была отличная стоянка с древесной стружкой, место стапеля ни одной группы водников. Это был крупный приток Саган-Сайр. Точно сориентировавшись, мы уверенно шли вперед навстречу серьезным препятствиям.
Дождь начался во второй половине дня и закончился только на следующий день к обеду. Вода за ночь поднялась более чем на метр. Из зеленоватого Китой приобрел коричневый цвет. От всего происходящего становилось не по себе. В голове крутились фразы из описания : "…в большую воду все препятствия Китоя усложняются в 1,5-2 раза и носят криминальный характер".
К порогам 18-19 подходили осторожно. Около 19 зачалились на просмотр.

Верхние щеки
Порог 19 с описанием вряд ли имел что-то общее. От надводных камней не осталось и следа. Основная струя била под правым берегом образую мощную косую бочку. Всю эту картину дополняли локальные бочки и огромные валы. Все плесы превратились в быстротоки на которых зачалиться было проблематично. Пробежав, до конца порога, мы увидели, воздушное облако над рекой - это был водопад. Вся вода разом рушилась вниз, образуя что-то сумасшедшее. Стоя на 15-и метровом отвесном берегу до лица долетали брызги. Вторую ступень водопада мы так и не обнаружили, т.к. скорее всего первая "плавно" перетекала во вторую. Восхищаясь увиденным возникал вопрос: " Как же выглядит порог "Винт" в эту воду, который по рассказам спокойно ходится?" А выглядел он следующим образом, река делала крутой зигзаг, поворачивая сперва на 90 градусов влево и тут же на 90 градусов вправо. Здесь основная струя разгоняется и делает крутой поворот налево, образуя трек. На повороте в струе стоит 3-4 жестких вала, после которых почти вся река сваливается в прямой мощнейший слив высотой 2-2,5 м. Сразу за сливом река поворачивает вправо образуя прижим и входит в скальный коридор с высокими отвесными стенками более ли менее успокаиваясь. Увиденное в Верхних Щеках шокировало. Долго предаваться этому состоянию было некогда, т.к. нас ждал обнос вещей и катов. Встали за "Винтом" на левом берегу, по этому же берегу и делали обнос.
На следующий день рюкзаки занесли за порог "Выходной", а препятствия I и II Верхних Щек и "Выходной" брали налегке. Порог I был оторжествлен первым килем хабаровского катамарана, одна гандола которого залезла на камень затормозив его и в сливе около метра развернув кат лагом кильнуло. Спасы сработали мгновенно. Двумя выбросками были спасены катамаран и один оторвавшийся человек.
Впереди нас ждало еще одно серьезное препятствие порог "Выходной". Длина порога 100м. Сам он состоял из горки, с довольно большим уклоном образуя мощные бочки и валы. И хотя вода заметно падала никаких надводных камней в русле реки, согласно описания, не было. Оба катамарана успешно прошли этот порог с взаимостраховкой.
Ночевали на стрелке Ара-Ошея с Китоем. Место для стоянки воистину созданное Богом. Одна мелочь омрачала все - дождь.

Участок от Верхних Щек до Моткиных Щек
Длина данного участка 32км на котором располагаются Горлык-Гольский и Хунде-Гольский каскады. Сложность порогов на этом отрезке не превышала IV категорию и проблем для прохождения не представляло. Многие пороги шли сходу. Просмотр требовали лишь препятствия 35, 37, 39.

Каньон Моткины Щеки
После порога 40, перед нами открылась панорама - 2 огромные скалы по обеим сторонам реки. Вот они знаменитые "Ворота" - вход в Моткины Щеки. Зачалились сразу на левом берегу. Там же увидели много судов: двоек, четверок, плотов. Как выяснилось позже сборная "солянка" из Риги, Питера, Ярославля, Пскова готовилась к прохождению Моткиных Щек. Они любезно передали нам свою стоянку с лавочками и столом, а сами тронулись в путь. Было решено рюкзаки перенести на стоянку, а самим пройти порог 41, после чего разобрать суда для обноса первых трех частей Моткиных Щек.
Обнос начался с утра следующего дня. Рюкзаки были неподъемные. В голове проносилась цифра 12 км. Но на наше удивление через 4,5 км мы неожиданно оказались возле р.Эхе-Гол, через которую необходимо было наводить переправу.
Единственное хорошее место для стоянки заняла группа из Челябинска и нам пришлось ночевать где-то наверху. Многие из нас пережили душевное расстройство, потому что до этого мы ночевали на хорошо обжитых стоянках, а тут пришлось утопать в воде и мху.
Переправу на следующий день наводить не пришлось, т.к. челябинцы натянули ее задолго до нас и любезно согласились оставить нам свои веревки и карабины с условием, что на Моткин Голе мы их догоним и вернем все в целости и сохранности. Быстро переправившись, продолжили маршрут. По дороге собирали грибы. Через 3,5 км подошли к р.Моткин Гол. Откуда взялись 12 км обноса по описанию для нас до сих пор остается загадкой. Челябинск занял верхнюю площадку перед спуском к реке мы же расположились на нижней. Впереди нас ждала постройка катов и сплав по 4-ой части Мотниных Щек. В этот же день начался дождь, который продолжался более 2-х суток. Вода побурела. По нашим подсчетам к моменту выхода на воду она поднялась на 3м. Речушка Моткин Гол выросла до невообразимых размеров. Спустив суда по отвесной скале, сплав начался с порога 64. Зачалиться перед ним и просмотреть нам не удалось, т.к. катамаран при такой бешеной воде несло как щепку и с криками капитана : "Все! Идем порог! …Закалываемся!" мы влетели в 64-й. Огромные валы, бочки и мощь, которая несет тебя вперед. Зачалившись трудно было осознать, что мы с ходу прошли такое препятствие и очень даже удачно. Второй кат нашим руководителем был извещен о желательной траектории прохождения, а мы уже стояли на страховке. Они прошли так же успешно, не считая, что налетели на корягу и порвали 2 уха на катамаране. Ниже нас ждал порог 65 - самый сложный на 4-м участке Моткиных Щек. В нашу воду все камни в пороге были залиты, на месте которых образовались мощные бочки. Вся струя била в прижим левого берега. Частично просмотрев порог был выбран путь прохождения: справа в слив, минуя огромную бочку и прижим зачалиться к правому берегу. Приморский кат в слив зашел немного лагом и его снесло на так называемую "поганку" под правым скальным берегом, где его держало некоторое время потоком воды, то поднимая вверх, то опуская. Хабаровский же кат зашел в слив ровно, и его снесло к центру вынося на мощный прижим левого берега, от которого они успели уйти. Решив, что на сегодня эмоций хватит мы встали на ночевку на стрелке р.Малый Моткин Гол.
Утро следующего дня обрадовало окончанием дождя. Вода упала сантиметров на 20. Впереди ждали более ли менее сложные препятствия 73, 75, 77. 72-й прошли отлично перебив основную струю уходя от прижима под левый берег. 73-й за неимением берегов, а только скальных стенок шли сходу слева. Разогнавшись, мы влетели в огромную бочку. Катамаран сначала упал вниз, как будто в бездну, потом его стало поднимать. Несколько секунд он стоял почти вертикально и перевернулся. Оказавшись на поверхности воды, я заметила впереди катамаран с тремя членами экипажа, которые уже стремительно неслись в следующий порог. Капитан крикнул: "Плыви к берегу!". Слева небольшой улов, куда надо было заплыть, перебив струю. Сил практически не осталось, плыть мешало весло, и мне пришлось его бросить, хоть было и ужасно жаль. Отдышавшись в улове и выбравшись на берег через 10 минут я увидела хабаровский кат в перевернутом состоянии. Вчетвером зацепившись за кат они пошли в следующие пороги, помахав им рукой, я двинулась вверх по кулуару на поиски своих товарищей.
Выбравшись на самый верх, приходилось спускаться в самый низ до обрыва, просматривая берег, потом опять вверх обходя распадки и опять вниз. Так скитания продолжались 6 часов. Помогло одно - постоянные крики. Я кричала, а мои спасатели услышали меня с другого берега. Установив визуальный контакт, они жестами объяснили куда идти. Труднее всего оказалось то, что они не знали что со мной, смогла ли я выбраться на берег или пошла дальше в пороги.
Воссоединившись с группой радости спасателей и спасенного не было предела. Итак, 5 км порогов Моткиных Щек 2 катамарана прошли в перевернутом состоянии.
На следующий день нас ждал выход из каньона и билютинский каскад. Каскад шли осторожно, т.к. сказывался вчерашний переворот. После каскада по описанию пороги заканчиваются и остаются шиверы I-II категории сложности. В нашу воду они превратились в порожки III-IV, где в одном нас чуть не кильнуло.
В конце дня добрались до метеостанции Дабады, где нам любезно был предложен домик с печкой. После 3-х недель дождей и холода это было очень кстати.
На следующий день за 6 часов по нашей воде мы сделали 75 км и добрались до с.Раздоле где успешно разобрались и отправились в Ангарск.
И в последнюю походную ночь, сидя у костра, мы пришли к выводу, что, не смотря на каждодневный дождь, холодный ветер и ледяную воду можно смело преклонить колени перед красотами и величием Восточных Саян. Острые пики заснеженных вершин, изумрудная река Китой, белые ленты водопадов привлекают и завораживают. Вот такой он - незабываемый и ни на что не похожий район реки Китой - сказочная страна, куда хочется возвращаться снова и снова.

Похватная Оксана

Вверх
© 2003
Новости | О клубе | Походы | Гостевая книга | Форум | Ссылки | Карта сайта
Дизайн: Буча

На стартовую страницу Заслать писмо в СПЛАВ Сделать домашней страницей