СПЛАВ  
Жизнь клубаЖизнь клубаФотографии, отчеты и тд и тпЗайди и увидишьФорум,Ссылки на другие туристические рессурсы и банеры НЕофициального сайта "СПЛАВ"Можно сказать лоция сайта
НЕофициальный сайт турклуба "СПЛАВ" Приморский край, г.Владивосток
р.Кара-Алаха-р.Ак-Алаха-р.Аргут-р.Катунь

Отчёт о водном туристическом путешествии 6 к.с. по Горному Алтаю
р.Кара-Алаха-р.Ак-Алаха-р.Аргут-р.Катунь

совершённом с 6 июля по 7 августа 2003г.
маршрутная книжка №15-В-03

Руководитель группы: Кирина Т.В.
г.Владивосток,ул.Сабанеева,22 кв.307
тел.44-48-49
chuykova@mail.primorye.ru

Оглавление

1.Справочные сведения

1.1Справочные сведения о путешествии
1.2Сведения об участниках путешествия
1.3Организация путешествия
1.4Подъезды и отъезд с маршрута ,погранзона.

2.Сведения о районе путешествия

2.1Географическое положение и рельеф.
2.2Климат
2.3Растительный и животный мир
2.4Реки
2.5Общая характеристика рек бассейна Аргута

3.График движения.
4.Техническое описание пеше-конной части маршрута
5.Техническое описание водной части маршрута

Река Кара-Алаха
Река Ак-Алаха
Река Аргут

6.Дневник похода
7.Техническое обеспечение группы
8.Итоги ,выводы,рекомендаци
9.Схемы

Справочные сведения о путешествии

1.Основная нитка маршрута-г.Владивосток-г.Новосибирск-г.Бийск-пос.Джазатор-р.Карк Алаха-р.Ак Алаха-р.Аргут-р.Катунь-пос.Иня-г.Бийск-г.Новосибирск-г.Владивосток.
2.Протяжённость-пеше-конная часть-45 км,сплав-205 км ,обнос 7км.
3.Продолжительность-общая-30 дн.,активной части-15 дн.
4.Уровень воды -высокий
5.Сроки проведения-6 июля 7 августа 2003г.
6.Тип судов- 4-местный катамаран -1, 2-хместный катамаран-2.
7.Количество человек-8.

Сведения об участниках путешествия

1.Кирина Татьяна Владимировна 1957
ПримАГП менеджер
Шавла -Аргут 5(р),Утулик-Харамурин 5(р),Урик 4(р), Акишма 4(у),Ниман 4(р),Туюн 3(р), Тырма 3(р),Чуя 5(у),Ока 5(у)

2.Леонтюк Павел Евгеньевич 1958
ООО"Гринлайн" исп.директор
Шавла-Аргут5(у),Урик 4(у), Акишма5(р), Кема 4(р),Ципа 4(у),Нимакан4(у), Снежная 5(у).

3.Сидоренко Владимир Леонидович 1967
Котельная Т/ С ДВО РАН нач .эксплуат. участка
Шавла-Аргут5(у),Утулик-Харамурин5(у), Урик 4(у),Снежная 5(у),Акишма 3(у), Сюльбан 4(у),Кема 3(у).

4.Малахов Александр Григорьевич 1973
Горбольница г.Дальнегорска врач
Шавла-Аргут5(у),Ципа4(у),Снежная5(у), Китой5(у),Сюльбан4(у),Акишма4(у)

5.Колупаев Владислав Владимирович 1973
ССП-врач
Шавла-Аргут5(у),Утулик-Харамурин5(у), Урик4(у),Китой5(у),Снежная5(у),Ципа4(у), Сюльбан4(у),Акишма4(у)

6.Непогодин Михаил Михайлович 1969
ЦСАМ "Грань" директор
Акишма-Нимакан5(р),Олдансо4(у) Мильгин4(р),Нимакан3(р),Кема4(у) Ципа4(у)

7.Спиридонов Николай Алексеевич 1957
Частный предприниматель
Акишма-Нимакан5(у),Олдансо4(у), Мельгин4(у),Нимакан4(у),Кема4(у) Ципа4(у)

8.Семенчуков Пётр Николаевич 1957
электрик
Олдансо4(у),Мильгин4(у), Акишма5(у),Нимакан4(у), Снежная5(у)

Организация путешествия

Район путешествия и маршрут, нами были выбраны ещё в прошлом году, когда мы прошли Шавлу -Аргут. Было пройдено много рек 4 -ой,5-ой категорий сложности в других районах. Это Саяны: Хара-Мурин, Снежная, Китой, Урик. Амурская область, Хабаровский и Приморский края. В прошлом 2002 году мы выбрались на Алтай. Основной состав группы был готов идти на маршрут 6к.с.

Почему была выбрана Кара-Алаха? В этом районе в 1987 году была группа из Владивостока под руководством Тарана Г.М.Больше никто этот маршрут не повторял. Да и по отчётам этот район редко кто посещал. Отзывы Геннадия Михайловича ,который прошёл все притоки Аргута, помогли сделать выбор в пользу Кара-Алахи. Последним аргументом был отчёт Светланы Цветковой.

По всем отчётам и фотографиям Кара-Алаха считается жемчужиной Аргутского бассейна. А так как наша группа преследует не только спортивные цели ,но возможность полюбоваться красотой ,мы решили идти именно в этот район. Запасные варианты конечно рассматривались. Но учитывая то ,что мы находимся далеко от района будущего сплава, нам не просто перестроиться на другой подходящий маршрут ,который бы удовлетворял нашим запросам, мы решили идти, независимо от того каков будет уровень воды на реках. Тем более ,что сроки проведения ,которые мы выбрали (исходя от данных нам возможностей отпусков) совпадали по срокам с большим уровнем воды на реках, в особенности на Аргуте. Решение было принято одно: идём маршрут Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут до Ини на Катуни ,независимо от уровня воды, оставляя не пройденными те пороги ,которые опасны в большую воду.

Были рассмотрены разные варианты заброски. Конечно хотелось повторить заброску ,как у Светланы Цветковой. Связались с Казахстанской фирмой "Экосистем".Они предупредили нас о том ,что ждут изменений в оформлении проездных документов через границу .А так как условия могут измениться перед нашим приездом на границу ,мы решили исключить заброску через Казахстан.

Остался вариант заброски через пос. Джазатор. А для того ,чтобы туда попасть нужно пройти два погранпоста .Второй появился ,что называется у нас "на глазах", 14 июля этого года в пос. Джазатор. С пропуском нам помог наш друг энтузиаст Костя Наумов(tank.66@land.ru автомобильные заброски по Алтаю)
При подготовке к походу уделили большое внимание снаряжению. Были куплены и сшиты два новых катамарана : 4-х местный кат.FOX-400 и две двойки собственного изготовления. В мае на реке Кеме в Приморском крае ,провели сборы. Сплавлялись и участвовали в соревнованиях по водному слалому.

Подъезды и отъезд с маршрута , погранзона.

Не стану описывать как можно доехать до г.Бийска ,так как меняется расписание, номера поездов и автобусов. И данные на сегодня не актуальны уже завтра. От города Бийска можно добираться на рейсовых автобусах до Горно-Алтайска, далее до Кош Агача ,а до пос. Джазатор рейсовых автобусов нет. Можно договориться с местными фирмами-извозчиками тут же возле железнодорожного вокзала г.Бийска. Мы договорились с Костей Наумовым будучи ещё во Владивостоке, что он заберёт нас в Бийске и привезёт в пос. Джазатор по Чуйскому тракту на своём ГАЗ 66.На эту поездку нам понадобилось 1.5 суток. Общая длина такого пути от Бийска -примерно 700 км при этом от пос. Кош-Агач до пос. Джазатор 140 км грунтовки. В Акташе нам не пришлось останавливаться и ночевать, чтобы оформить пропуск в погранзону, потому что мы сделали его заранее. А если у вас нет такого пропуска на руках ,то на первом же погранпосту вас завернут назад в Акташ его оформлять. Для оформления пропуска надо предоставить список группы с данными паспортов. Наличие маршрутной книжки и паспортов обязательно. В пос. Джазатор открылся новый погранпост 14 июля. У них есть связь и электричество. Из пос. Джазатор в верховье реки Кара-Алаха можно двигаться пешком ,либо на лошадях. Здесь есть возможность заказать лошадей. Местный предприниматель Каменов Альберт Какметханович, его адрес: республика Алтай, Кош Агаческий район, с.Беляши (Джазатор) .Телефон в Кош Агаче 22-1-49.Он содержит конную базу. Пути заброски через Казахстан хорошо описаны в отчёте Верхотурова М.А. 1997года.Погранзона через Казахстанскую границу описана в отчёте Цветковой 2001года.Это более свежие данные ,хотя ,как я писала и эти данные могут оказаться устаревшими.
Отъезд с маршрута не вызывает сложностей. Из пос. Иня идут рейсовые автобусы. Можно также зараннее договориться с машиной.

Сведения о районе путешествия.

Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, реки Центрального Алтая.

Географическое положение и рельеф.
Горы Алтая - это сложная система хребтов высотой до 4500 м. на юго-востоке Западной Сибири. Административная единица России - республика Горный Алтай - со столицей в Горно-Алтайске граничит: на юго-востоке с МНР и КНР; на западе и юге с Казахстаном; на севере с Тувой и Хакассией.
К Центральному Алтаю относится наиболее высокая (в пределах России) его часть, основные хребты которой: Катунский, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский. Здесь же расположены истоки рек Катунь, Аргут и Чуя.

Климат.
Алтай характеризуется значительной высотой солнца летом (60-66 град.) и длинным, до 17 часов, днем. В зимнее же время солнце едва достигает 20 град. высоты,бан4(у),Атановится более чем в два раза короче. В соответствии с этим изменяются и суммы солнечного тепла. В зимнее время стоит, как правило, ясная морозная погода, изредка сменяющаяся пасмурной, с метелью. Наличие глубоких долин и котловин способствует образованию инверсионных условий: на склонах и высоких вершинах в январе (самый холодный месяц года) может быть до 15-20 град. мороза, в то время как внизу, в котловинах, неподвижный прозрачный воздух выстывает до минус 40-50 град. Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов, приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

Переходный период (сентябрь, октябрь) характеризуется чередованием ненастной дождливой погоды с сухой и теплой. Вторжения холодного арктического воздуха приносят похолодания, снегопады. В ноябре переход к зиме завершается.

Большая часть истоков Аргута (реки Ак-Алаха, Кара-Алаха, Джазатор, Карагем, Юнгур) лежат в области влияния восточных континентальных и даже тихоокеанских воздушных масс. Для этой области характерны частые, хотя и непродолжительные, дожди, собираемые хребтом. Средняя температура июля - 18-20 C.

В то же время, район рек Аргут и Катунь находится под влиянием западных циклонов и воздушных масс казахского Алтая (для Аргута). Для этих рек характерен сильный сухой ветер вдоль долины. В солнечные дни по утрам он дует в сторону устья, а вечером в верховья, осложняя сплав на прогонных участках. Средняя температура июля 22-25 C.

Растительный и животный мир.
С высоты 1000 м до 2000 м долины Алтая покрыты хвойными лесами (лиственница, кедр, сосна, пихта) с примесью лиственных пород. В межгорных котловинах располагаются высокогорные степи. В лесах много ягодных кустарников - малины, смородины, жимолости, крыжовника. В верховьях рек растет облепиха, встречаются лекарственные растения - золотой и маралий корни. Рыбы в реках Алтая мало. В долинах Кара-Алахи и нижнем течении Ак-Алахи хвойная тайга перемежается с обширными луговыми и заболоченными участками. Для долин Карагема и Юнгура характерна хвойная тайга (лиственница, ель, кедр), подлесок (жимолость, малина, смородина, береза). Из ягод встречаются смородина, крыжовник, брусника голубика. Грибы есть, но не очень много (маслята, рыжики, сыроежки, дождевики). Животный мир: очень много копытных, медведей, встречаются следы, похожие на собачьи, белка, куньи, много птиц, в том числе и промысловых. Особого упоминания заслуживают летающие кровососущие насекомые: в долинах Карагема, Юнгура, Шавлы, Кара-Алахи и Ак-Алахи их очень мало (что типично для Алтая в целом). Долины Аргута и Катуни издавна обжиты человеком, поэтому животный мир крайне беден. Лес встречается лишь островками, на Катуни много обширных луговин-выпасов, берега Аргута большей частью скалистые (в подлеске встречаются грибы и ягоды, рыбалка возможна только в местах впадения мелководных притоков).

Реки.
Все реки Алтая принадлежат к бассейну Оби, там сосредоточено более 20 тыс. водотоков суммарной протяженностью свыше 60 тыс. км. 94 процента объема стока Оби у Барнаула поступает с горных склонов Алтая. За год с Алтая стекает более 43 кубокилометров воды. В пределах края есть настоящие горные водотоки с уклонами до 130 м/км, бурными каскадами прорезающие скалистые уступы. Долины их представляют собой узкие, глубокие коридоры, в верховьях сохранившие следы ледниковой обработки. В высокогорной зоне для рек характерно ледниковое и снежно-ледниковое питание с летним половодьем, когда стекает до 80-90 процентов годового объема воды. В среднегорной зоне сток формируется за счет снегового и снегодождевого питания, а паводок обычно наблюдается в весенне-летнее время. Низкогорья характеризуются весенним половодьем от таяния сезонного снега и дождевыми паводками в летнее время.

Температура воды в реках зависит от высоты водосбора и изменяется в июле от 20-22C на равнине (р. Чарыш, Ануй, Кулунда) до 5-6?C в высокогорье и даже до 1-1.5C близ ледников. К основным сплавным относятся реки: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба и их притоки. Более просты: Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь.

Общая характеристика рек бассейна Аргута.
Сплавные реки бассейна Аргута следующие: Ак-Алаха с притоком р. Кара-Алаха, Джазатор, Коксу, Карагем, Юнгур, Шавла.

Р. Ак-Алахаберет свое начало на плоскогорьях западной части российского Алтая, однако имеет в своем стоке значительную часть ледникового питания. Вода в реке мутная, как и следует из ее названия (с тюркского Ак - белый). Сплав обычно начинают от места впадения р. Калгута. В своем нижнем течении - это мощная, как говорят водники, "ломовая" река, препятствия которой характеризуются большой водностью и сильной турбулентностью потока.

Ее "младшая сестра" Кара-Алаха, напротив, характеризуется чистой и прозрачной водой. Она берет свое начало в довольно большом озере, и потому вода успевает прогреться. Питание в основном дождевое. Все препятствия Кара-Алахи сосредоточены в 4 каньонах и одном локальном пороге, где при небольшом расходе воды сплав носит ярко выраженный слаломный характер. Между ними - река лениво течет средь луговин, часто заболоченных. В результате, профиль падения реки носит ступенчатый характер, что не характерно для алтайских рек.
Джазатор значительно отличается от вышеупомянутых рек. Он примерно равномерно падает на всем своем протяжении, водность его ниже; интересной с точки зрения спортивного сплава является заключительная часть реки, ниже впадения правого притока реки Тангыт.

Карагем является наиболее водным притоком Аргута. Длина реки 65 км, средний уклон 13 м/км, среднегодовой расход в устье 70 м3/с, в месте начала сплава (Карагемская поляна) - 20-30 м3/с.

Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила (уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня). Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа через участки горелого леса. На Карагеме можно выделить четыре технически сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия. Первое ущелье длиной 8 км начинается от устья левого притока реки Калын-Агач и кончается у устья самого крупного притока р. Кара-Айры. Средний уклон - 20.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы с обилием камней в русле при большой скорости потока. Всего в ущелье 21 препятствие (17 порогов и 4 шиверы). Второе ущелье длиной 4 км начинается от порога Белый Бом и кончается за устьем реки Каинды-Одру. Средний уклон 18 м/км. Третье ущелье длиной 6 км начинается через 7 км после 2-го, ориентиром служит конец разбоев и появляющиеся скальные выступы правого берега. Средний уклон 13 м/км. Основными препятствиями являются 5 порогов и 2 шиверы, всего 7 препятствий. Перед впадением Карагема в Аргут за устьем р. Чибит находится Чибитский каскад порогов длиной 3 км. Средний уклон 16 м/км. Основными препятствиями служат шиверы с мощной водой при большой скорости потока.

Р. Юнгур принадлежит к многочисленной группе маловодных рек с расходом воды 10-30 м3/сек., но необычайно большой уклон (35м/км в среднем, 100 - 150м/км в порогах), а также малодоступность делают эту реку интереснейшей для сплава на Северочуйском хребте. Большая часть препятствий р. Юнгур лежит на дне глубоких долин и каньонов, берега часто непроходимы из-за скальных стенок, идущих вплотную к воде. Выделяют три части реки: "Стремительный Юнгур" - верхняя часть реки, "Веселый Юнгур", длиной 7 км от впадения р. Куранду и до начала нижнего ущелья, и "Строптивый Юнгур" - оставшиеся 18 км до устья, который и содержит все основные препятствия реки.

Река Шавла - самый нижний по течению из крупных притоков р. Аргут (прав.). Длина реки 50 км, средний уклон 10-15 м/км. Шавла начинается от популярного среди туристов района Шавлинских озер, куда можно добраться пешком из пос. Чибит (40 км). От истока Шавла проходит через 2 каньонообразных участка: первый - 1.5 км длиной со средним уклоном 80 м/км и через 4 км относительно спокойной воды; второй - 2-километровый, со средним уклоном 50 м/км. Далее 4.5 км несложных шивер в протоках при уклоне 15 м/км. После впадения в Шавлу ее правого притока р. Шабаги расход воды увеличивается вдвое, появляется четко выраженное русло. Шавлу недаром называют рекой без плесов: пороги, шиверы, сливы следуют один за другим, разделенные между собой, чаще всего, условными участками быстротока, на которых приходиться применять принудительную чалку. Чаще всего препятствия вида порог - шивера с большой скоростью потока, обилием камней в русле, сливами и бочками. Средний расход водедний расход вод6 м3/с.

И, наконец, сам Аргут. Его длина - 132 км, он начинается при слиянии двух рек: Джазатор и Ак-Алаха. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км2 (из них 300 км2ледников). Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34% - сезонные снега, 17% - дожди, 9% - подземные воды. С точки зрения спортивного сплава принято подразделять Аргут на участки:

" Верхний Аргут - участок реки от слияния Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемскаго прорыва. Длина 25-30 км, средний уклон 2.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы средней сложности.

Большой Карагемский прорыв - участок реки до выхода в Нижнюю степь в 1.5 км выше устья реки Карагем. Длина участка 6-7 км, средний уклон более 15 м/км, местами 20-25 м/км. Это наиболее сложный и опасный участок реки, по настоящее время пройденный лишь частично.

" Степной Аргут - участок реки до устья реки Кулагаш. Длина 25 км, средний уклон 3.5 м/км. Это один из наиболее легких отрезков для прохождения.

" Дикий Аргут - участок реки до устья р. Шавла. Длина около 50 км, средний уклон 8 м/км. Здесь сосредоточена основная часть препятствий реки.

" Быстрый Аргут - участок реки до впадения ее в Катунь. Длина 30 км, средний уклон 3 м/км. Основные препятствия: несложные пороги и шиверы. Наиболее сложный порог участка - "Атланты".

3.График движения.

Кому интересен график могут скачать его нажав на эту ссылку

4.Техническое описание пеше- конной части маршрута.

В пос. Джазатор заканчивается автомобильная заброска и начинается пешая часть маршрута. В районе посёлка соединяются две реки Джазатор и Ак-Алаха, образуя Аргут. Через р. Джазатор есть мост, к которому ведёт дорога мимо местного кладбища. Далее она, виляя, выходит на мост через р. Ак-Алаха и идёт вдоль неё по левому берегу. Эту часть дороги примерно 3км можно проехать на машине. Дорога заканчивается в районе порога "Азартный"Отсюда она переходит в тропу ,хорошо набитую. Тропа постепенно набирает высоту. Набор высоты начинается с 1580 м над уровнем моря (данные нашей GPS) и заканчивается на высоте 1870 м (стоянка на выходе из второго каньона). Тропа всё время идёт по левому берегу реки. Вдоль Ак-Алахи тропа плавно набирает высоту, то близко подходя к реке, то уходя в сторону. И её не потеряешь, потому что набита лошадьми. Встречаются на пути небольшие броды через ключи ,впадающие в реку. Часто тропа идёт по курумнику, следом выходя в широкую долинку. До стрелки р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха 28 км. Далее через 6км встречается брод через приток Кара-Алахи Акбулак. В притоке воды выше чем по колено, и скорость потока приличная. Надо переправляться осторожно. Следом начинается крутой подъём по курумнику. Это район четвёртого каньона. Его видно сверху. Тропа идёт по камням и выходит в начало четвёртого каньона. Всё это хорошо просматривается. Далее до конца третьего каньона тропа идёт по долине. В районе Локального порога (по лоции Кара-Алахи) находится брошенное зимовьё. Тропа проходит выше него. В конце третьего каньона тропа выходит к красивой стоянке со столом каменным. Дальше тропа идёт по лесу, также по левому берегу, но реки не видно и трудно определить своё место нахождение. Тем не менее тропа бежит дальше, выходит из леса ,пересекает левый небольшой приток и тут же следом хорошая стоянка. Это и есть выход из второго каньона. Далее тропа уходит от реки немного в сторону и выныривает уже около озера-разлива. Это чуть выше первого каньона. Всего до конца второго каньона 42км от моста через Джазатор. Стапель в конце второго каньона.

5.Техническое описание водной части маршрута.

Река Кара-Алаха

Первый каньон.
Уровень воды средний.
Первый каньон начинается за небольшим озером-разливом. Протяжённость каньона около 800 м.
Каньон достаточно узкий. В русле огромные камни ,плиты с острыми краями. На обливных камнях воды было достаточно ,чтобы пройти катамаранам ,но мало ,чтобы не повредить суда об острые края.
Учитывая опыт группы Светланы Цветковой решили первый каньон не проходить.
После каньона -шивера метров 800.
Далее второй каньон. Ориентиры начала второго каньона- сужение реки и большая заглаженная и заросшая лесом скала слева. Сразу за ней крутой поворот влево и водопад.

Второй каньон.
Второй каньон протяжённостью около 300 м.До и после него река имеет типично равнинный характер(это характерно и для остальных препятствий р. Кара-Алаха)
Каньон начинается чистым водопадным сливом высотой 3-3,5 м .Вода падает как бы в огромную чашу и сразу резкий поворот вправо ,уклон. Всего метров 80 и огромный кусок скалы перегораживает русло реки. Вода уходит в щели и куда то под скалу. Сплав здесь невозможен даже теоретически.
За обломком ещё 20-30 м вода падает узкими сливами. Выход из второго каньона - слева прекрасная стоянка. Здесь мы строили свои катамараны. Если обеспечить хорошую страховку с принудительной чалкой, то водопад прыгать можно. Наш кинооператор, ради редких кадров, прыгнул в водопад ,пристёгнутый на выброску. Скорость движения воды в чаше небольшая, вытащили за секунды.

Участок порогов перед третьим каньоном.
После второго каньона река поворачивает направо и метров 400- спокойный участок.
Далее крутой левый поворот реки, на левом берегу высокая скала-это ориентир участка порогов перед третьим каньоном. Река сужается ,в русле много камней. Сливы, валы, далее посредине огромная скала-остров. Проход слева в нашу воду был узким. Пришлось по камням перетаскиваться в центр и обходить скалу справа.
Ещё метров 200 маневра и вновь скальная плита через всю реку(обливная) перед входом в третий каньон, который начинается в 50 м ниже. Плиту обошли слева ,справа проход был узким.
Проходили пороги с просмотром, частями, с грузом на катамаранах.
Протяжённость участка 500 м, пороги 4-5 категории сложности ,осмотр возможен по обоока. Р. м.

Третий каньон.
Протяжённость его примерно 1 км.
Пороги 5 категории сложности - это сливы в скальном коридоре.
Обработка каньона предпочтительней по правому берегу.
Страховка -с берега и с воды первым прошедшим катамараном.
Каньон проходили на разгруженных судах, вещи перенесли в конец третьего каньона.
Весь каньон разделили на несколько участков. Каждый слив в центральной части обрабатывали отдельно, чтобы сфотографировать прохождение на всех сливах. Центральная часть - технически сложный и интересный участок. Первый слив примерно 2,5 м через обливную плиту, справа плита обрывается и образуется яма между плитой и правым берегом, туда же бьёт основная струя. Обе двойки правым баллоном попали на эту яму и перевернусь. Повторили прохождение этого слива без переворота. Следом улово справа, далее посредине камень и полукруглый слив слева. При нашей воде он очень узкий. Прох). От ист.Далее скальный коридор( шириной около 3 м) с навалом на правую стенку, Всех крутит и застревают на выходе -мало воды. На этом красивом сливе приходится отталкиваться от стенок и прыгать.
Общее падение на центральной части ~6-8 м.
Далее небольшой простой участок. За левым поворотом вода устремляется вдоль левой стенки в виде слаломной горки с падением 5-6м. Правый берег крупноглыбовая отмель, удобная для фотографирования. Ещё правый поворот с прижимом к левому берегу, бочкой и валами. Третий каньон закончен, на левом берегу отличная стоянка. Через пару километров спокойной воды короткий локальный порог.

Локальный порог-горка.
На плавном левом повороте реки в центре лежит обломок скалы, с обеих сторон также скальные выходы. Порог короткий метров 20 с падением 2-3 м- одиночный слив. Два слива .Правый в нашу воду непроход, а в левом также маловодном, оголились камни на выходе. Прыгнуть в этот слив достаточно легко ,но большая вероятность порваться ,остановила нас. Этот порог мы обнесли.
Далее река медленно течёт, закладывая меандры по долине. Примерно полчаса гребли, долина заканчивается и река входит в четвёртый каньон. Слева на высоком берегу стоянка.

Четвёртый каньон.
Протяжённость -1,5км
Пороги 5-6 категории сложности - многочисленные сливы в скальном коридоре.
Обработка каньона по правому берегу.
Прохождение на разгруженных судах.
Обнос вещей по высокому левому берегу в конец четвёртого каньона на высокую стоянку ,напротив острова.
Страховка с берега и с воды первым прошедшим катамараном.
Начало четвёртого каньона определяется достаточно легко. Слева высокий скальный склон подступает к реке ,справа огромные валуны-плиты. Мы чалились прямо на эту плиту ,видимо здесь вода у нас была достаточно низкая.
Весь каньон мы также разделили на несколько участков.
Первый-это трек на правом повороте, далее узость и косой слив с боем струи в правую стенку.
У нашей четвёрки поперечины-2,2м.Предыдущие описания этого места дают нам информацию об этой узости-2-2,2м, и то всё зависит от уровня воды.
Мы вырезали палку длиной 2,2м и ей попытались промерить узость. Наш катамаран там не проходил.
Трек и узость обнесли по правому берегу. Катамараны поставили на воду сразу за косым сливом, спускали на чалках(достаточно крутой спуск).
Следующий участок-слив через гряду валунов .Чалка ниже препятствия к правому берегу.
Этот крутой слив проходили под левым берегом, резко угребаясь вправо.
Четвёртый участок - самый серьёзный в каньоне. Он находится м в 150 ниже предыдущего слива, слева каменная осыпь ,справа невысокая скальная стенка с выступом -мысом ниже слива. Проблема четвёртого слива(около 3м) заключается в том, что весь основной поток бьёт в крупный обломок скалы, находящийся посредине реки.
Этот слив возможно надо обносить. Мы его проходили. Четвёрка прошла правее и ударилась левым баллоном о камень, но благополучно ушла вправо. Обе двойки попали немного левее, их развернуло, падали полулагом. В обоих случаях переворот и удар правого гребца спиной о камень. По спасработам проблем не было, а вот после удара о камни подумалось ,"Хорошо ,что на нас спасжилеты с пеной и каски ,которые приняли на себя удар"
И всё таки этот слив опасен и его надо обносить ,если не готов и если вода низкая. При более высокой воде прохождение должно быть менее опасным.
Далее узость и слив у левого берега. При нашем уровне воды было довольно просто в прохождении. Четвёрке пришлось проходить впритирку между скалой справа и каменистым берегом слева.
Страховка выбросками.
Следующий слив высотой около 2м через всю реку. Слив как бы разделён на две части правую и левую. Правая пологая, а левая резкий обрыв и вертикальное падение воды. Заход ближе к левому берегу, огибая огромный камень посредине. Четвёрка проходит левой стороной ,падает со слива почти вертикально ,но за счёт большого объёма выравнивается, и становится на страховку немного ниже.
Пашина двойка также идёт левой стороной, но в сливе становится на носовую свечку. Паша вылетает, его вытаскивают выброской на берег. А кат становится на ровный киль ,но его удерживает в бочке. Выдернули тоже выброской. Вторая двойка проходит по пологой части слива благополучно.
Заключительный участок сливов .Каньон сужается. Тесновато, большая четвёрка всё таки погнула поперечину. Сливы небольшие хаотичные до крутого левого поворота. Разворот больше чем на 90 градусов, а скорость воды приличная, Очень трудно удержаться от разворота, а дальше несколько сливов с хорошим падением. Великолепный слалом. На последнем сливе я вылетаю из креплений ,схватили сразу же и с ката ,и с берега выброской. Остальные без проблем прошли. Страховка с правого берега.
Каньон заканчивается. Перед островом на левом берегу удобно загрузить вещи ,которые обносили по тропе левого берега.
После четвёртого каньона река Кара-Алаха. Типичная равнинная река вплоть до впадения в Ак Алаху.

Река Ак-Алаха.

Шиверы.
Уровень воды - большой. Начинаются шиверы через 2 км после слияния Кара-Алахи и Ак-Алахи. Мощная вода - валы, бочки, река широкая. Всё просматривается с воды. Впереди четвёрка, а за ней двойки. Шиверы стихают и начинается спокойный ,ленивый участок реки.
Каскад шивер и порогов.
Ориентир-правый приток -р. Байджигит. Ещё пару километров и начинается нижнее ущелье р. Ак-Алаха.
Увеличивается уклон. Препятствия этого участка представляют собой пороги - шиверы, различные по мощности, но достаточно однотипные в прохождении. Проходили с наплыва, с грузом, четвёрка, а за ней двойки. Четвёрка проходит порог и страхует двойки. И всё-таки не всё видно с наплыва, четвёрка не успела уйти влево и села на камни в пороге с большим перепадом высоты. За всеми порогами можно зачалиться. Эта часть около 6км длиной. После непрерывного сплава, нужно быть внимательным ,чтобы различить входную шиверу перед порогом "Светлана".
Порог "Светлана" и "Азартный"
На слабом левом повороте русло реки резко расширяется (держаться левого берега) .Примерно на одной трети ширины реки выделяется большой камень-скала с растущими на нём кустами. Впереди по левому берегу крупноглыбовая отмель, видно как русло сужается вновь. Длина около 1км. Разведка и обнос порога "Светлана" по левому берегу. Порог " Азартный" лучше осмотреть с острова (если невысокий уровень воды ),либо по правому берегу, так как порог находится в правой протоке. Расстояние между порогами 60-80м быстротока, что осложняет качественную страховку после "Светланы".
Порог "Светлана" содержит два чрезвычайно мощных слива с соответствующими бочками, заход и выход из которых осложнён "второстепенными" сливами, валами и бочками. "Светлану" обнесли, мы не были готовы психологически к прохождению связки порогов. А вот пройти "Азартный", мы не могли отказаться от такого удовольствия. Тем более, что уровень воды был не супер большим для этого времени года. Осмотр порога с острова, здесь же фото, страховка за порогом. Мощные сливы, бочки, большое падение, слалом подтверждают название этого порога.
Порог прошла четвёрка, двойки обнесли сразу в конец "Азартного". Ниже порогов река вновь течёт спокойно и неторопливо до посёлка Джазатор, где две реки образуют р.Аргут.

Река Аргут.

Вода большая.
Участок от посёлка Джазатор до Карагемского прорыва не оставил особых впечатлений.
Сначала небольшой участок спокойной воды -3км,потом появляются шиверы, небольшие пороги.
При большой воде -это валы большие и меленькие. Всё проходится с наплыва. После впадения р. Кок- Су несложные шиверы и дальше спокойный участок примерно 6км, в конце которого река расходится в несколько проток, далее собираясь в одно русло. Река входит в Карагемский прорыв. На правом берегу широкая терраса, загон для скота ,и хорошо видно ,как дорога поднимается по склону и уходит вверх.
Это начало обноса Карагемского прорыва.

Карагемский прорыв.
По правому берегу идёт тракторная дорога. Протяжённость обноса -6км.Примерно 2км после поляны река течёт спокойно ,далее начинаются шиверы, которые постепенно набирают мощь В русле появляются огромные камни, огромные бочки, мешанина из камней, бочек и валов. Это надо видеть.
Обнос. На выходе из каньона есть хорошая поляна, куда мы и перенесли вещи. Немного ниже справа впадает река Карагем. После впадения Карагема Аргут течёт спокойно5км. Несколько несложных шивер ,а затем порог "Степной"

Порог "Степной"
Расположен на входе в песчанно-глинистый каньон протяжённостью 4км. Начало за левым поворотом реки, длина порога 200м-простой. Прошли с ходу. До моста через Аргут встречаются участки с валами, отдельными бочками, камнями в русле. После моста долина реки расширяется. За посёлком Аргут река разбивается на протоки и поворачивает налево.

Порог "Куркурек"
Расположен после р.Куркурек. Простой, прошли с ходу.

Порог "Коротыш"
Перед порогом плёс. На правом берегу растёт рощица тополей. Длина 80 м, чалка и осмотр по левому берегу. На входе по центру расположена мощная бочка, за ней - валы. Между бочкой и камнем левого берега - основной слив, в конце порога на правом повороте несильный прижим. Прошли с ходу.

Порог "Надолбы"
Мощный и опасный порог. Длина 700 м, состоит из 2 ступеней. Первая ступень начинается сразу за устьем р. Кулагаш на небольшом левом повороте мощной шиверой. Далее следует прямой участок, основная струя идет вдоль скальной стенки левого берега, слив 1,5 м с бочкой, через 20 м возле громадного надводного камня слив 2 м с мощной бочкой и далее до правого поворота - серия валов и бочек. Вторая ступень начинается на правом повороте. и основная струя отжимается вправо. Проходили с промежуточной чалкой, первая четвёрка ,потом поочерёдно двойки. Участок от реки Кулагаш до порога "Иедыгемский" самый напряжённый, требующий передвижения от чалки до чалки, с тщательным просмотром. Страховка - спасконцами с берега малоэффективна при такой ширине реки и мощи воды. Только катамараном с воды и слаженной работой экипажа можно обеспечить надёжную страховку не исключая и выброски. Надо учитывать ,что расстояния между препятствиями очень малы и поэтому очень важно спасработы производить быстро. За правым поворотом Аргута у левого берега находится приметный камень высотой 6-7 м "Часовой" - ориентир начала "Прорыва Сапожникова".

Прорыв Сапожникова.
Протяжённость около 3км.представляет собой серию мощных шивер с большим уклоном, валами до 2 м, бочками, обливными камнями. Ширина русла около 30 м, правый берег - скальные выходы или крутая осыпь. Просмотр возможен по тропе левого берега. В "Прорыве" выделяются два наиболее сложных места. Первое - в 500 м от начала, там, где по правому берегу идет скальная стенка. В этом месте от левого берега отходят две гряды обливных камней, струя прижимается к правому берегу, ниже - несколько мощных бочек и большая мощнейшая бочка от левого берега к центру потока. Ниже бочки в центре русла лежит огромный подводный камень, слева и справа - узкие чистые проходы. Длина этого участка 150 м. Второе сложное место "Прорыва" - примерно в 400 м ниже первого. Здесь у левого берега расположена группа камней, ниже в струе по центру русла - серия мощнейших бочек, затем - камни у правого берега образуют косые бочки справа до центра русла, этот участок длиной около 100 м переходит в мощнейшую шиверу, которая тянется почти до конца "Прорыва" . Ориентиром окончания "Прорыва" Сапожникова является огромный горизонтальный камень у правого берега. Основная задача при прохождении - постараться обойти все громадные бочки. .Первой проходила четвёрка и страховала двойки. Двухметровый слив в конце прорыва ,за ним в огромную бочку попадает маленькая двойка и переворачивается. Одного гребца вымыло и понесло ,а второй с катом застрял в бочке. Сначала выловили первого Колю ,а потом погнались за катом с Мишей ,которого выплюнула таки бочка. Вытащили кат уже за водопадом Сапожникова. Вторая двойка также перевернулась и прошла водопад перевёрнутая с обоими гребцами сверху. Остаться при перевороте на кате ,это тоже очень важно.

Порог -водопад Сапожникова.
Самое сложное препятствие Аргута после Карагемского прорыва. Мощная входная шивера длиной 150-200 м на правом повороте реки переходит в порог-водопад, справа впадает ручей Ябелю-Ярык. Протяженность порога-водопада от устья ручья до конца за следующим левым поворотом - 400 м, левый берег - крутая осыпь, по ней идет основная тропа вдоль реки, по правому берегу тянется полка с тропой обноса порога-водопада. Формально шивера заканчивается в устье ручья, далее начинается собственно порог. Порог проходила только четвёрка. Входную шиверу обнесли, опасаясь, что кат затянет в центральную бочку. Прошли правой стороной.

Шивера "Седая"
Начинается галечным островом в центре русла. В основной левой протоке стоят валы и бочки, далее следует левый поворот, сильный навал на камень у правого берега, по центру струи - слив с громадной бочкой, чуть ниже, ближе к левому берегу еще одна бочка, послабее первой. .В центральной бочке четвёрку накрыло водой полностью. Двойки прошли ,огибая бочки.

Пороги "Угловой" и "Медвежий"
Порог "Угловой"расположен на резком правом повороте. Чуть ниже расположен порог "Медвежий",на прямом участке. Представляют собой ряд бочек и валов. Прошли маневрируя то вправо, то влево ,предварительно просмотрев пороги.

Порог "Иедыгемский"
Порог начинается после левого поворота реки, длина 300 м. Начало - мощная шивера на прямом участке, затем русло поворачивает вправо, от левого берега отходят два громадных косы вала с мощными бочками. Проход справа от валов шириной около 4 м. Далее плавный левый поворот, струя наваливает на большой обливной зуб, стоящий правее центра потока. После зуба - плёс длиной 50 м, слева каскадом водопадных сливов впадает Иедыгем. Проходили так же, четвёрка и следом двойки, с предварительным просмотром.

Порог "Остров"
Порог короткий. Расположен в протоках небольшого каменного острова. Просматривали с левого берега. Порог простой. Проходили тем же строем.

Порог "Зиг-Заг"
Ничем особым от предыдущих порогов этого участка не отличается. Прошли с ходу.

Порог "Стерегущий
Здесь русло разделено островом с растущими на нем деревьями. Эти деревья мешают просмотру основной левой протоки с правого берега, а с левого берега удается просмотреть лишь начало правой протоки и на две трети - левую протоку. Правая протока начинается сильным прижимом к камням у начала острова, затем ряд мощных валов, на выходе сильный прижим к скале правого берега.
В левой протоке два слива. Прошли тем же строем. После порога "Стерегущий" Аргут входит в Юнгурское ущелье. До реки Юнгур серьёзных препятствий нет.

Порог "Большой Ары-Юльский"
Ориентир - р. Б. Ары-Юл. Начинается за крутым левым поворотом .Чалка перед впадением реки к правому берегу. Левый берег -высокий бом Река широкая ,посредине большие камни. Проходить можно слева и справа. Четвёрка прошла левой стороной - ударилась в скалу левого берега, двойки прошли правой стороной без проблем. До порога "Белый" препятствий нет.

Порог "Белый"
Сложный порог -один из самых мощных на Аргуте. Если не учитывать входную шиверу, длина порога примерно 1-1,5км .Ориентир- красноватый селевой вынос левого берега. Река широкая, можно выделить несколько ступеней. Запомнить весь порог достаточно трудно ,тем более ,что с воды всё выглядит по- другому. Нужно выставлять сигнальщиков или маркировать место большой бочки.
Мы решили по другому. .Пройти первую ступень, что на правом повороте, и зачалиться к левому берегу. Далее стартовать ,в прежнем порядке ,придерживаясь левого берега. Но вторая двойка не смогла точно зачалиться и пошла дальше .Переворот. Четвёрка уходит в погоню ,по основным центральным сливам. На выходе из порога большой камень посредине, мы наехали на него носом и свалились в слив кормой. Надо отдать должное объёму и обводам Raftmastera-FOX 400.При большой скорости ,которую мы развили, кат просто летел по бочкам .Вторую двойку (маленькую) провели на чалках.
После левого поворота впадает р. Каир и далее Аргут течёт в ущелье .Ширина ущелья от 15 до 30 м. На этом участке встречаются шиверы ,локальные сливы.

Порог "Зуб Ело"
Порог простой, длина 30 м, представляет собой сильный прижим к надводному камню, лежащему в центре русла. Зуб Ело является ориентиром следующего сложного порога, через 600 м, на правом повороте расположен один из самых сложных порогов Аргута .
За устьем реки Ело

Порог "Раздельный"
Следует чалится на левый берег за 100-150 м до крутого правого поворота русла. Осмотр по левому берегу. Длина порога 200 м. Начинается разгонной шиверой, далее после пары валов высотой 1,5-2 м по центру идет петух с переменной высотой и слив высотой 1,5-2 м через всю реку, от берега до берега. Под сливом - мощнейший пенный котёл. Чуть ниже несколько надводных камней и на выходе - ещё пара сильных бочек. Подвели катамараны ,как можно ближе и обнесли по левому берегу.

Каньон "Труба"
Длина этого красивого каньона около 6,5 км, встречаются мощные сливы с бочками, прижимы в узостях, громадные "поганки".Заканчивается каньон сужением русла до 10 м. Каньон очень красивый, сплав по нему довольно напряженный. После каньона река расширяется, справа чуть ниже впадает р. Шавла, и далее до порога "Атланты"серьёзных препятствий нет.

Порог "Атланты"
Ориентир - летняя ферма на правом берегу. Впереди просматривается скалистое ущелье р. Сато-Кулар, глобальный левый поворот долины, на повороте справа улово с отмелью. Порог длинный около 1км, представляет собой цепочку мощных валов ,от которых можно уйти. В конце порога навал на скалы правого берега, сужение. Главное в этом месте пройти левее. Прошли обычным порядком не разгружаясь.
До стрелки Аргута и Катуни и далее до посёлка Иня серьёзных препятствий нет.

Дневник похода.

6 июля.
Владивосток-отъезд из города на харьковском поезде .Поезд плохой, но по приезду в Новосибирск, у нас будет полдня до поезда на Бийск. На случай опоздания первого.
В вагоне пришлось заплатить за негабаритный груз.(груз по правилам должен быть не более 50 кг, высотой 1м) У нас рама для четвёрки и упаковка вёсел никак не укладывалась в эти габариты.

7 июля.
В Хабаровске к нам подсаживаются ещё четверо. Это Леонтюк, Непогодин, Спиридонов и Семенчуков. Едем весело.
8,9,10 июля поезд.

11 июля
Прибытие в Новосибирск. Сняли тут же на вокзале квартиру. После четырёхдневной поездки в душном вагоне, горячая ванна оказалась кстати. Добираем продукты на маршрут, которые не стали брать во Владике - сало, колбасу, сыр - всё, что плохо переносит жару в поезде. Вечером садимся в поезд до Бийска.

12 июля.
8 утра - мы в Бийске. Выгружаемся из поезда со своим негабаритным грузом. Навстречу водители с предложениями подвезти в любом направлении. Но нас уже ждал Костя Наумов со своим ГАЗ66 (tank66@land.ru), мы с ним договаривались о заброске ещё дома. С Костей мы второй год, добросовестный и отзывчивый человек. Радостная встреча, загрузка в машину и в 8,40ч выезжаем из города, прихватив на базаре овощей и арбуз. Чуйский тракт, по которому мы едем нам знаком, глядя по сторонам в окна, замечаем изменения ,произошедшие за год. Едем весь день с остановками ,чтобы отдохнуть, поесть, сделать мелкий ремонт машины(Костя ремни менял).В районе Семинского перевала поддерживается сотовая связь. Коля по сотовому связался с Хабаровском и поздравил дочку с днём рождения.
16ч- проехали перевал Чике-Таман -1400м над уровнем моря.
723 ий км Чуйского тракта - Калбакташ - место древних наскальных рисунков.
Проехали Чибит, Акташ, Кош-Агач и вот она погранзастава. Проверка документов. Собрали все паспорта, их записали в свою книгу пограничники .Проверили пропуск в погранзону. Спасибо Косте, он сделал нам его зараннее, иначе спали бы мы в Акташе, в надежде получить на следующий день пропуск.
Уже в темноте добрались до небольшой речушки и заночевали.

13 июля.
Солнечное утро, достаточно прохладно.
10ч-собрались и двигаемся дальше. Непривычное нашему взгляду -это сурки. То тут ,то там ,маленькие и большие и очень потешные. Поднялись на перевал ,проехали развилку дорог на Калгуты и на Джазатор.
14ч-мы в Джазаторе (Беляши).
Большое селение в долине. Вокруг возвышаются горы ,виден заснеженный пик Иикту, над посёлком летают дикие утки. Здесь живут алтайцы и казахи. Они стараются не смешиваться и жить дружно, даже кладбища у них разные( очень необычные).Уклад жизни очень прост - печь ,стол ,лавки ,да постель. Хлеб печёт каждая семья сама, так что всегда можно попросить в каком нибудь доме. Другие продукты можно купить в магазинчике, который получает товар раз в две недели. Мы по наивности ,чуть не скупили все помидоры ,привезённые в посёлок на эти самые две недели.
Но наша задача - найти лошадей.
После небольших предварительных поисков вышли на местного предпринимателя -Каменов Альберт Какметханович (связной тел.в Кош Агаче 22-1-49). Он по заявке турфирмы обеспечивает группы туристов лошадьми на конные маршруты. Связаться с ним можно только по телефону в Кош Агаче. В самом Джазаторе связь есть только в администрации и у пограничников, и электричество тоже есть только здесь. Нам подобрали лошадей ,что называется из того что было, и такого же сопровождающего. Взяли с нас, как с иностранцев, по 500 руб за лошадь в день. Всего четыре лошади и сопровождающий Домир на пятой. К вечеру перебрались по мосту на левый берег р. Джазатор ,который чуть ниже сливается с р. Ак-алаха, образуя Аргут.Вечер, прощальный ужин с Костей (его завтра ждёт другая группа). Не забыли про коньяк и арбуз. С Костей договариваемся об обратной дороге, чтобы встретил нас на Катуни и отвёз в Бийск. Долго говорили, пели, пили и наконец все угомонились.

14 июля.
Подъём в 6ч-вороны всех разбудили ,как будто знали ,что нам надо рано вставать. Завтракаем, собираем вещи и ждём лошадей. Я с Пашей в посёлок -ставить печати и отметиться у пограничников. Здесь открыли новый погранпост, у них мы подзарядили батареи. Попрощались с Костей. Пришли в лагерь, а там сборы. Навьючить лошадь нашим грузом оказалось не так то просто. Продукты ,которые уложили в арчмаки потом сильно помялись. Рюкзаки увязали здесь в посёлке местные помощники, и всё выглядело достаточно красиво. В руках остались рама ,гитара ,аппаратура немного личных вещей.
10ч.- наш табор во главе с Домиром двинулся в путь. Настроение хорошее ,голубое небо ,солнышко, идем со скоростью 5-6 км/ч(h над уровнем моря 1580м). Прошли всего 55 мин и началось, стал сползать груз с лошади. Остановка. За это время прошли мост через Ак Алаху и продолжили движение по её левому берегу. Кругом луга цветочные. Перевьючивал Домир, ребята помогали. Прошли минут 10 и начался подъём. Ещё мин.10 и с тропы видим порог" Светлану" -h=1646м , Vср.=3,9км/ч .Зрелище впечатляет.
11,40ч Домир попросил ,чтобы каждую лошадь вели отдельно. Лошадей взялись вести -Паша, Коля, Саня. Тропа пошла по курумнику и вести лошадей в связке трудно, да и опасно. С собой взяли GPS и решили поработать с ней на пешке. Всё неплохо ,но когда проходишь между скал, теряются спутники по которым она работает,GPS отключается. Надо подождать, пока появится хотя бы три спутника, и включится вновь. Иначе длина пройденного пути будет неверной ..
12,30ч - h =1689м ,Vср.=3,8км/ч
13,10ч - В реку упала лошадь. Это" Дед",так его назвал Паша, за старость и хитрость ( а может быть мудрость ). Оступился конь и провалился в воду, только морда на берегу осталась. Сами мы бы долго коня вытаскивали. Пока снимали с лошади груз ,местные конники появились .Они то нам и помогли всё сделать правильно. Немного конь отдохнул и всё сначала навьючивать, только теперь наши ребята Домиру это дело уже не доверяли, привязывали всё сами, не зря наверно столько лет катамараны вяжем. И опять в дорогу.
14,15ч -обед на озере ,что возле Ак Алахи рядом ( можно сказать залив у реки) Комары.
S=13.3км ,H=1712м ,Vср.=3,7км/ч
17,05ч двигаемся дальше.
Домир решил, что через проливчик между озером и рекой мы не пройдём ,и повёл нас в обход озера.
И попали мы как раз в болото. Работа для настоящих мужиков -вытаскивать провалившихся по грудь лошадей ,а потом ещё и груз. Всё это по очереди перетаскивать на твёрдую тропу. Много ласковых слов досталось в адрес Домира, ведь 5мин брода нужно было всего ,а нам понадобилось 2часа ,чтобы опять быть готовыми к дальнейшему пути.
19,05ч продолжаем движение.
20,25ч встречаем летник ,идем дальше.
20,50ч второй летник ,останавливаемся на ночёвку.
S =21км ,t=4.50ч -чистое ходовое время.

15июля.
День опять солнечный, хорошая погода нам сопутствует.
Завтрак, укладка груза на лошадей.9,50ч в путь. Продолжаем двигаться по хорошей тропе по левому берегу Ак Алахи. Набор высоты незначительный ,средняя скорость 3,7км/ч.
11ч стрелка Ак Алахи и Кара Алаахи. Остановились дожидаясь Петю с конём ,а их всё нет. Оказалось с Петиного коня свалился груз, а он шёл последним. Сам развьючил лошадь и пошёл за подмогой. И тут мы услышали знаменитый Петин монолог "на чистом русском языке". Потеряли 2ч ходового времени. Лошадь это всё таки не машина, она и кушать хочет и водички попить и на время обеда с неё надо снять груз ,чтобы она отдохнула. Да и характеры у них разные бывают, то ей хочется идти ,а то нет. В результате часто приходилось перевязывать груз.
13,35ч обед.
Первые два больших Кара Алахинских хариуса ,это Петина добыча. Конечно уха.Пока варился обед... Варились и мысли.... Заброска на лошадях -дело "тонкое".

Надо обратить внимание на:
1.Какие лошади -сильные, молодые, старые, хозяйские или колхозные...
2.Кто проводник -есть у него опыт сопровождения или нет, работал ли с грузом, навьючивал ли сам раньше, знает ли маршрут, да и вообще активен ли.
3.Кто обеспечивает заброску -фирма или хозяин. С фирмой лучше.
4. Надо не попасть в сенокос ,а то лошади и люди все там.
5.Наше отношение -готовы ли мы идти рядом с лошадью или верхом..
15,55ч продолжили движение.
17,25ч переправились через Акбулак (воды выше колена)
H-1777м ,S=32.8км ,Тропа круто по большим камням пошла вверх .Невероятно ,но кони идут. Мы наверху ,виден четвёртый каньон Кара Алахи. Идём дальше, спускаемся в долинку, там где заканчивается долинка и начинается лес виден домик.
19,25ч - это избушка лесника брошенная. Это как раз возле "Локального порога" на реке.
Идём дальше, слышим ,но уже не видим третий каньон. Днём потеряли ходовое время, а теперь Домир гонит лошадей, не давая нам привязаться на местности к порогам на реке. Он знает какую то стоянку ,к ней нас и ведёт. Завтра ему нужно в обратный путь.
21ч стоянка. Все на взводе ,только тронь. Не знаем где оставил нас Домир. Решили определяться утром.
А пока ужин и спать.
S=42км
Vср.=3,6км/ч
H=1871м

16 июля.
Солнце. С утра пробежались вверх вдоль реки, по описанию поняли ,что наш лагерь находится в конце второго .каньона. Что нас вполне устраивало. Сегодня стапель. Я, Вовка, Саня, Вадик и Миша пошли к озеру, которое перед первым каньоном. Посмотрели на первый каньон, фотографировали и сняли на видео. Проходы узкие, а камни действительно очень острые. Решили его не идти .Каньон проходим, да рвать каты не захотели. Посмотрели озеро , накопали золотого корня и вернулись строиться.
А вечером Миша пел только про коней.

17 июля.
Солнце. Доделываем что то по мелочам. Вчера смотрели второй каньон. Стопроцентный непроход .Миша решился прыгнуть,"ради редких кадров в кино", с водопада. Это решили сделать сегодня ,когда все освободились от основной работы. Все были здесь, кто на страховке ,кто с фото .Мишка пристёгнутый на выброску, с видеокамерой ( Soni Е19 mini DV в водонепроницаемом корпусе) прыгнул в водопад. Вытащили его так быстро, что он толком ничего не успел заснять. И катамаран здесь прыгнет ,если приготовить хорошую страховку.
15ч мы наконец то на воде. Прыгали со скалы в воду ,радовались, что добрались до основной части маршрута.
У нас две двойки и четвёрка.
1-ая двойка - Леонтюк Паша объём ката-1400л;
Семенчуков Пётр
2-ая двойка - Непогодин Миша объём ката 800л;
Спиридонов Коля
четвёрка- Кирина Таня
Сидоренко Володя объём ката 2000л
Малахов Саша
Колупаев Вадик
Уровень воды средний. Просматриваем пороги перед третьим каньоном. Камней много , нашему кату приходиться шкрябаться. Вроде бы расстояние небольшое до 3его каньона, а идём два с лишним часа. Первый день на воде, присматриваемся к порогам, да и река узкая. К 18ч останавливаемся на правом берегу на ночёвку. Естественно побежали посмотреть третий каньон, невозможно удержать любопытство. 10ч спать.

18 июля.
Ночью был дождь. Утро опять солнечное, как заказывали.
Завтрак. Вещи складываем и оставляем здесь же до обеда. А теперь на каньон. После просмотра, прохождение всего каньона делим на отдельные части .Расставляем людей на страховку, фото, видео. Первый слив - сначала проходит четвёрка. На выходе кренит вправо ,но наш кат большой ,удерживается на ровном киле. Меняемся на фото и страховке. Обе двойки на прохождении слива киляются. Миша с Колей заносят свой кат и проходят первый слив ещё раз, теперь удачно.
Обрабатываем второй слив -всё нормально. Проходим скальный коридор и застреваем все по очереди перед эффектным сливом. Если бы вода была повыше, проходили бы беспрепятственно. А так приходится привставать отталкиваться от камней и прыгать в слив. Собираемся почти все в улове за сливом и делаем фотографию "лягушатник", только Саня ругается на правом берегу, что его там оставили вместе с видео. Забираем Сашку и идём дальше. Осторожно проходим слив за сливом ,в том числе и крутую горку ,я бы сказала ,слаломных сливов вдоль скальной стенки. Достаточно большое падение ,весь поток устремляется вдоль стены и нужно при этом лавировать между камней иначе можно врезаться .
15ч -Прошли третий каньон. Каты вытащили и на обед. Пообедали ,переносим вещи к катам ,вяжем и идём дальше. Камней много, шкрябаемся между ними. Подходим к локальному порогу. .Начался дождь.
Посмотрели порог, и никто в него прыгать не захотел - всё таки мало воды, после слива открыт большой камень, его не обойти. Для людей опасности нет , но каты порвать можно. Второй слив правее вообще непроходим. На берегу та самая брошенная избушка. Возле неё мы встали на ночёвку.

19 июля.
Утро. Дежурят Миша с Колей. Разбудили народ песнями о потерянной сгущёнке. Сварили рис ,пока завхоз искал мешочек с завтраком. Все остались довольны, потому что мало кто любит молочную кашу.
То дождь ,то солнце ,собрались и вышли опять к "Локальному".Вода немного поднялась, но общая картина не изменилась. Каты обнесли. Пошли дальше ,больше пешком по воде, рядом с катами. Река закладывает меандры, мы любуемся пейзажами и вот вход в 4ый каньон. Вышли на плиту справа, посмотреть.
За правым поворотом узость и косой слив. Узость решили обнести, наши каты там могут застрять.
А для начала перевезли вещи на левый берег ,сгрузили в укромное место ,чтобы потом переносить их по хорошей тропе. Вернулись на ту же плиту правого берега. Перенесли каты за косой слив, спустили их на чалках ( очень скользко).Перемещаемся в улово перед следующим сливом.
Прохождение каньона разделили на 6 частей.
Первую благополучно обнесли.
На втором выставили страховку ,фото ,видео и пошли .Прошли все.
Третий слив сложный с камнем в сливе. Долго смотрели ,всё таки этот слив опасный.
Всё приготовили и четвёрка пошла на прохождение. Мы завели кат прямо на камень левым баллоном, после падения начали угребать вправо. Но расстояние между сливом и камнем так мало, что наша большая четвёрка ударилась левым носом. Носовая часть ката не жёсткая, поэтому удар амортизировался. Пару гребков и обходим камень.
Становимся на страховку. Двойки пошли на прохождение.
Сначала Паша с Петей. Зашли по струе не прямо, а немного полулагом. На самом сливе кат разворачивает дальше лагом ,падает в бочку левым баллоном и переворот. Пашу со всего маху кидает в камень. На берегу все охнули. Всё обошлось, куча выбросок и кат на воде .
Пошла вторая двойка -Миша с Колей. Происходит тоже самое, Миша спиной ударяется в камень. Тут только спасжилет и каска оказались помощниками.
Отдышались и пошли дальше к 4ой ступени.
Четвёртый все проходят без проблем.
Пятый красивый слив. Пашин кат становится вертикально в сливе, не сразу выравнивается на ровный киль, а потом колбасится в бочке. Выдернули оттуда только выброской.
Остальные ступени каньона прошли без приключений. В конце четвёртого каньона на высоком левом берегу становимся на стоянку. По тропе возвращаемся за вещами.

20 июля.
Утро, солнце ,ночью был дождь.
Завтракаем, собираемся не спеша, сказываются вчерашние оверкили.
Вышли в 11,30ч, солнце. Река закладывает меандры, тихо .ровно ,как будто и не было каньонов. Вода очень прозрачная, на дне видны водоросли и рыбы. Просто огромные хариусы. Все ,кто может ловят, остальные помогают. Наловили примерно 12 кг рыбы. У Вовки удочка сломалась, а то бы ещё ловил.
В 14,30вышли к Ак Алахе, обед. Чистим рыбу. Вода в Ак-Алахе белая, как глина.
Стали на воду и вперёд. Сразу чувствуется скорость и мощь. Предупредила -: Впереди большие валы. После уютной Кара Алахи трудно настроиться на мощную воду. Шиверы, при такой воде. выглядят настоящими порогами. Если нашей четвёрке сплав по большим валам был в удовольствие ,то маленьким двойкам пришлось нелегко. Просматривали в основном с воды. Четвёрка шла первой и всё таки села на камни посреди реки. Двойки благополучно прошли левее. а мы приложили ещё не мало усилий ,чтобы сняться с камней. Встали на ночёвку в20ч на левом берегу перед "Светланой". Намочили аппаратуру, пытаются просушить. Ужин -Уха, рыба жареная, рыба под белым соусом и очень много. Как бы всё это съесть.

21 июля.
Встали, как всегда солнце. На завтрак пытаемся впихать в себя несъеденную вчера рыбу. Получилось очень вкусно, но очень много. При режимном питании это всегда не легко. Закончили с едой и быстрее на порог. Дух захватывает. Посмотрели "Светлану" и дальше перебрались на остров ,к "Азартному".Как и многие команды ,решили идти только "Азартный", так как обеспечить надёжную страховку оказалось проблематично ..Разгорелись нешуточные споры.
15,30ч - "Азартный" прошла только четвёрка, двойки обнесли. Великолепный порог -большой перепад высоты, много воды и слалом между камней. От прохождения полный восторг. Уходим в Джазатор ,тихо, плавно, меандры до самого посёлка. И конечно в магазин. Пока мы с Вовкой бегали в магазин за продуктами и хлебом, на берегу приготовили обед. Пообедали и вниз по Аргуту. Остановились уже у Кок Су на ночёвку.

22 июля.
Утро как всегда ясное.
9ч завтрак-яичница на сале, кофе ,сыр(баловство после магазина) Только у Мишки разгрузочный день.
10,40ч -на воду.
11,40ч -мы подошли к поляне с которой начинают обнос Карагемского прорыва. По описаниям ,что у нас были вполне всё узнаваемо .Разгружаем каты. Будем делать две ходки.
12,40ч -ребята с рюкзаками уходят вверх по тропе .На поляне остаются каты и я готовить обед. Паша со своего ката снял раму. В первую ходку он с Петей забрал баллоны.
И вот первый раз днём пошёл дождь.
Первые вернулись назад к 16ч .
17,20ч -забрали всё оставшееся и в путь. Тропа идёт высоко ,не разглядишь того, что творится внизу. Мы как и многие встали на поляне , не доходя устья Карагема. Погода что то сорвалась, сильный ветер, дождь. Тут и заночевали.

23 июля.
Днёвка.
Погода дождливая. Ходили на Карагемский прорыв посмотреть, под дождём. Такое нужно видеть живьём. Когда поднимались вверх на тропу, набрели на ягоду .Это был просто сад.

24 июля.
Утро, солнце, ветер. Стали на воду. Катимся. Четвёрка впереди, двойки следом. Без проблем дошли до "Надолбов". "Надолбы "проходили с промежуточной чалкой. Всё нормально, только на видео нет съёмки, камера замочена.
В 17ч вошли в прорыв Сапожникова. Прошли первый слив, зачалились. Просмотрели следующий.Нам бы пройти пару сливов и уйти по правому берегу на поляну. Но мужики отказались идти дальше мотивируя тем, что уже поздно. Ночёвка в каньоне ,на камнях. Я понимаю, что могут посыпаться камни сверху и подняться вода ночью. Спим вполглаза.

25 июля.
8ч подъём. Дождь. Дождь весь день с небольшими промежутками ,только к ночи открылось небо. Если до этого нам в неопрене было жарко, то сегодня под дождём почувствовали холод в полном снаряжении.
В 11ч начали обрабатывать сливы.
Вот предпоследний слив 2,0м. Четвёрка аккуратно проходит по язычкам, обходя самую большую бочку левее и становится на страховку. Следом выходит маленький кат с Колей и Мишей. Они таки влетают в эту огромную бочку и переворачиваются. Колю оторвало от ката и понесло вперёд , а кат с Мишей ещё держало в бочке.
Мы погнались за Колей, только вытащили его на берег, тут видим выплюнуло кат с Мишей, мы за ним. В погоне прошли следующий слив, затолкали кат в камни, но удержать не смогли. Мишка отказался прыгать на берег и на перевёрнутом кате ушёл дальше. А дальше "водопад Сапожникова". Гнаться четвёрке на ровном киле более опасно. Мы выскочили на берег с огромной аптечкой, выбросками и бегом по берегу. Успокоились, когда увидели, что кат застрял на камнях. Двойку с Мишей протащило по порогу, переворачивая туда и обратно несколько раз.
Вытащили двойку на берег. Вторая двойка ничего не знает, что тут происходит. И они решаются самостоятельно, без страховки, пройти слив и перечалиться на правый берег. Их тоже переворачивает. Это происходи, когда мы только вытащили первую двойку. Мимо нас проплывают Паша с Петей на перевёрнутом кате, их прибило к берегу немного ниже. Идти дальше не возникало желание. Мужики натерпелись, им надо отдохнуть. Остались на поляне возле "водопада Сапожникова" и выпили за день спасения. Приводим в порядок каты.

26 июля.
Утро, солнце, а потом крутит. Коля с Мишей и Паша с Петей занимаются своими катами, всё таки сильно побило их каты в пороге. Четвёрка прошла "водопад Сапожникова " правой стороной. Все собрались и двинулись дальше. Сказывался вчерашний день, шли очень осторожно. Остановились у "Стерегущего" на ночёвку на левом высоком берегу.

27 июля.
Утро. солнце, кашляют.
Вышли на воду, всё просматриваем. Остановились в устье Юнгура, на четвёрке порез оболочки. Клеимся. Мы взяли клей ,который сваривает тезу, даже влажную. Всё сделали быстро и заодно пообедали.
В это время к нам подошли бубли во главе с Проваторовым. Поговорили и они просто понеслись дальше. Ощущение, что мимо тебя курьерский поезд промчался.
Порог "Б. Ары-Юлский". Четвёрка тактически неправильно зашла в порог и в результате удар в скалу и пробоина. Клеимся. Всё таки ткань на "Raftmastere" (имею ввиду оболочку) очень плохая (и на истирание, и на порез).
Порог "Белый".Мощный порог. Долго смотрели. Решили двойки провести более безопасным путём вдоль левого берега. Но сорвалась Пашкина двойка, их потянуло к центру, четвёрка понеслась за ними по центральным сливам порога, так быстрее. Двойку перевернуло, Паша выплыл на берег, а Петя на перевёрнутом кате дальше, мы за ним. Поймали, зачалили. Маленькую двойку провели на чалках.
Заночевали на полянке после порога.

28 июля.
Утро солнечное. Шли спокойно по красивым каньонам Аргута.
Порог "Раздельный" обнесли без разговоров ,хотя четвёрка прошла бы его конечно .Но в тот момент посчитали ,что этого делать не стоит. Опять каньоны, красота.
15,30ч -р. Шавла.
16,00ч к нам летит вертолёт. На стрелке у нас встреча с группой москвичей. Вертолёт сел на оголившуюся отмель по среди реки. Радости нет предела. Оставшуюся часть дня и ночи, мы говорили, пили,пели ...

29 июля.
Дождь, в горах снег. Смотришь наверх и хочется горные лыжи надеть. Днюем.

30 июля.
Опять нас солнышко радует. С москвичами дошли до "Атлантов", поснимали, и распрощались.
Нам надо торопиться в Иню. Проскочили стрелку Аргута и Катуни ,а потом шли до упора. К темноте вышли к мосту висячему ,там нас должен забрать Костя. На берегу ребята школьники ,вышли на маршрут первой категории, уместились все на одной полянке. Мы для них как монстры.

31 июля.
Костя приехал рано. Подхватили все вещи, в машину и вперёд домой.
Ночевали на озере Ая.
1 -7 августа.
Добираемся поездами домой.

7. Техническое обеспечение группы.

Видеокамера SONY Hi 8
Видеокамера цифровая SONY E19 Mini DV
в водонепроницаемом боксе.
штатив
Фотоаппарат Minolta 404
Фотоаппарат Samsung FINO 700xl zoom 38x70mm
Спутниковый навигатор

8.Итоги, выводы рекомендации.

Нами был пройден маршрут по четырём рекам бассейна Аргута. Для нашей группы это первая шестёрка. До этого были в основном реки Саян, Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв. Перед тем, как попасть на этот маршрут, мы прошли Шавлу -Аргут в предыдущий год. Получив, хотя и небольшое представление об Аргуте, решили готовиться основательно.
Перед походом опробовали себя и снаряжение на ежегодном ралли на реке Кеме в мае (Приморский край).
Тщательно проработали заброску, это что касается транспорта.
А вот заброска на лошадях, это для нас впервые. Получили, что называется огромный опыт общения с лошадьми Дело это не простое. Мы шли пешком, а наш груз везли лошади. Каждую лошадь вёл отдельный человек (в смысле мы сами), а проводник ехал верхом впереди. Груз часто сползал, то с одной лошади, то с другой, приходилось перевязывать, это отнимало много времени.
Но не смотря на трудности, считаю можно рекомендовать такой вид заброски.
Намеченный маршрут был пройден.
Но некоторые препятствия не были пройдены. Особенно хочется сказать про порог "Светлану". .Порог очень красивый. мощный. Но чтобы его пройти, надо было бы на мощной воде хоть пару дней пройти, а у нас такой возможности не было. Кара Алаха узкая и маловодная в сравнении с Ак-Алахой. Оказалось трудно быстро перестроиться на такую мощную воду.
На Кара-Алахе не прошли "Локальный порог", на Ак-Алахе не прошли порог "Светлана", двойки не прошли ещё порог "Азартный", на Аргуте остался не пройденным порог "Раздельный"и порог водопад Сапожникова пройден частично..
Маршрут получился действительно насыщенным ,интересным. Сначала лошади, а потом четыре реки и все по характеру разные. Кара-Алаха -просто горная красавица. Чистейшая вода бежит и падает водопадиками в скальных каньонах. Ак-Алаха мощная, строптивая. Аргут широкий, с огромным количеством воды и опасными препятствиями и конечно Катунь -магистральная река Алтая.

Используемые материалы:
Отчёт 2000г-руководитель Ежелов С М
Отчёт 2001г-руководитель Цветкова С. В.
Отчёт 1997г-руководитель Верхотуров ?A ? Отчёт 1987г руководитель Таран Г.М.

© 2003
Новости | О клубе | Походы | Гостевая книга | Форум | Ссылки | Карта сайта
Дизайн: Буча

На стартовую страницу Заслать писмо в СПЛАВ Сделать домашней страницей