СПЛАВ  
Новости клубаЖизнь клубаФотографии, отчеты и тд и тпЗайди и увидишьФорум,Ссылки на другие туристические рессурсы и банеры НЕофициального сайта "СПЛАВ"Можно сказать лоция сайта
НЕофициальный сайт турклуба "СПЛАВ" Приморский край, г.Владивосток
История т\к "СПЛАВ"
Назад
ИСТОРИЯ ТУРКЛУБА "СПЛАВ"

Организационное собрание состоялось 2 марта 1986 г. Собрались в комитете комсомола. Меня и позвали через бывшего туриста -тинровца, который стал секретарем райкома. Зашел - человек 15, один хлопец, остальные - девчата. Как выяснилось, организовала всех Оля Гостева - симпатичная девица ростом - 185 см. Я на нее снизу вверх смотрел.

Живем...Тут меня заело, всю жизнь возмущало, что мужики в походе из себя суперменов корчат там, где девчата справятся. Будем тренироваться! Зала нет и поэтому тренировались в холле верхнего общежития. Помещение 30 метров, тут и бегали и железо таскали - там культуристов железки лежали. Мужики заглядывают - у вас что? Аэробика? Нет, секция туризма. На местность выехали 11-12 марта - в район техучилища. Протащил я их по северным склонам где снега почти по пояс. Пыхтели - барахтались, но потом у костра отогрелись и какие гордые были, что выдержали! Компас конечно со школы не видали. Первые занятия - костры. Потом это стало традицией. 12-13 апреля выехали на открытие водного сезона на устье Стеклянухи в район Шкотово. Там рядом с нами стояли ребята из ДВВИМУ, которые раньше у меня учились на семинаре. Когда девчата выступили на соревнорваниях и попробовали воду, толпа решила их крестить в водники. Лупили по пятой точке веслом. Прикладывался Воронин по кличке Слон. На тех выходных была пасха Перезнакомились с разными тургруппами ,хохотали над Мычком у которого Гогина стащила вязанную шапку утром и водрузила ее на дерево, наложив туда крашенных яиц. Потом прозвучал невинный вопрос - "Мычок, а ты всегда их на ночь туда складываешь?" На май выехали на Сицу.

Приехали вечером 30 апреля в Тигровый и прошли до устья Зяркина ключа. Там собирали каркасы и собирались.Использовались мои катамараны - "Пенелопа", "Пульхерия" и ПСН 10. Только каты еще не имели названий. Шли такими экипажами:

Пенелопа - Чернова Таня,Деменкова Таня,Шевелева Ира,Городничая Оля, Кривошапкина Женя,Свичкарь Оля и Карикова Олеся.
Пульхерия- Кариков Г.Г,Савинкова Оля,Кудрявцев Паша,
ПСН-10 - Гостева Оля,Демешко Сашка,Шагрова Ира,Архипова Ира и после Бровничей Карикова А.К и Гриша.

В этом походе Савинкава удивила старых водников находчивостью - она сшила комбез из ПХВ пленки. Его хватило на один поход, но и стоил он копейки. Было весело, а коронной стала фраза Кривошапкиной - "Геннадий Григорьевич - помогите - У МЕНЯ ПИПКА ПРОВАЛИЛАСЬ"... у нее в спасжилете была надувная пластиковая подушка с дурацкой дуйкой. Тогда на Сице было две Амазонии одна выше Бровничей - другая - ниже Хмельницкого. На верхней мы почти не задержались - Быстренько, барышни, все дружно взяли и понесли! Поскольку девчата народ послушный - мы обогнали практически всех, кто вышел в этот день. На второй день обедали на бровническом мосту. Проплывает ПСН-10 Пети Максимова, в нем сидит колли, смотрит на нас. "Эй! Вы почему нарушаете правила безопасности? Собака без каски! Петя поворачивается к Дику и орет - " говорил тебе - одень каску!" Весь берег ржет, весело, тепло, солнышко. На нижней амазонии Пульхерия влетела в залом, ширина ее была 130 см - Паша постарался, ну и стала на ребро. ...ать, ...ать делай так, и не перевернулись. Уплыла пластиковая миска с молочной рисовой кашей, которую Шеф доедал на ходу. Остальные шли сзади и, услышав очень энергичные команды - быстренько пристали к берегу. Дальше - "быстренько, барышни, взяли вместе и понесли". Гляди - туристы вверх пузом плывут! Эти влетели. Закончили воду у Казанского моста. Лучшим признан кат Черновой, вторыми - ПСН, а Шеф кильнулся. После Сицы разговоры были только об осеннем походе. 16 -18 мая выехали на краевой слет туристов в Надеждинскую.Народа много со всего края. Первый день соревнования на короткой трассе - туртехника.

Выхожу со своим циплятником , а главный судья - Коля Смирнов, не выпускает на трассу - должна быть одна девченка, а не один мужик. Я начал орать, что мою сильную команду уже на старте боятся и пытаются засудить. Плюнул Коля - беги. На короткой трассе заняли 17 место, а на сложных участках на девчат охотились фотографы и Чернова попала в газету. Назавтра - кросс-поход. У туристов - значительно престижнее короткой трассы. Нас опять не хотят выпускать - 17 место. Опять ругался. Но на длинной трассе одними девчатами не выиграть. Хорошо бегают две-три. Взяли Чернову, Шеф, Трошев Андрей и Паша Кудрявцев. Было ложное ориентирование и это помогло нам. Татьяну практически не пришлось тащить. Возле третьего КП рванули в противоположную сторону - сзади поджимали уссурийцы. Забежали за поворот, подождали когда они пробегут, и побежали куда надо. Без надрыва закончили за 1 час 53 мин. И выяснили, что у победителя на 56 секунд время лучше. 2 место - это была сенсация. Находчане, которые всегда забирали 1-3 места, не понимали -что за " Бытовик" появился. В конкурсе самоделок Савинкова со своим костюмом заняла 5 место. В общем зачете вышли на 11 место из 35 команд. В конце слета появились тинровцы из похода по Тачин-Гуану и Гогина сделала холодный торт. Это имело для нас далекий отзвук в походах. Находчивость стала всем нравиться. 30 мая-1 июня выехали на краевые соревнования по ТВТ. На них мы обеспечивали судейство и выступали "для души". Осенний поход предполагался по Арму. Паралельно с клубом Шеф вел еще краевой семинар инструкторов водного туризма. Там поход намечен по Кеме. В результате каты и вся групповая снаряга полетела на Кему, прошли ее и в аэропорту Терней, Солдатов, Максимов и Пермяков заталкивали Карикова в самолет и с ним 92 кг доплатного багажа. В Таежке выходил один. Группа должна была прилететь 30 августа.29 пошел дождь. Сидел в аэропорту, ел сухое молоко с сахаром и хлебом, и не знал, приедут наши или нет. 2 сентября прилетели 12 человек. Опять были Пенелопа, Пульхерия и ПСН-10. Городничая, Шевелева и Деменкова не приехали - в колхоз загремели. Удивительно было, как все подготовлено - продукты расфасованы по дням, упакованы лучше чем на Кеме. Это постарались Гостева и Свичкарь. Но самое потрясающее это торт на дневке. Очень хотели перехлестнуть Гогину и сделдали не холодный, а самый настоящий торт с кремом. Такого пожалуй и не слышал никто. Увидев мое потрясение, все решили, что теперь всегда в походах так будет. По экипажам сели так:

Пульхерия - Шеф, Савинкова, Кудрявцев и Юля Дереус.
Пенелопа - Кривошапкина, Чернова, Архипова, Свичкарь.
На ПСН - бригада Гостевой - Сашка Демешко (его на соревнованиях прозвали "баб-с капитан") Шагрова Ира и Воробьевав Лена.

Прошли очень легко и дружно.Учились на всех камешках. Заколы Архиповой были признаны идеальными. На одной из шивер с Пенелопы кто-то вылетел,все отчаянно куда-то гребли, потом успокоились. Мы их дождались, оказалось - увидели на дне весло и Чернова скомандовала - ловить. Достали. Весло фирменное - Максима Титова. 13 участников стало традицией клуба. Новый учебный год и новый сезон начали в октябре. 18-19 октября прошел городской слет и соревнования по ТПТ. Тут уже выступали без ветеранов вроде Шефа. Заняли 11 место по туртехнике и8 в кросс-походе. участвовало 20 команд.

25-26 октября проходил слет "Спартака" - где он был не помню, но на нем общее 4 место - наше.

На 7-8 ноября пошли на Пидан. Поднялись вроде все. Вместе с нами ходили ребята из ТУРНИФа. Был Камил Вахитов. Постепенно ребята становились своими и ходили вместе. Тогда-же появилась идея встречать Новый год в тайге, в палатке. Кариков провоцировал изо всех сил, утверждая, что лучшего не придумать.13-14 декабря выехали в Тигровый для поиска места. Потом выезжали каждую неделю и все хорошо подготовили. 27-28 поехал с проверкой Шеф. Ночевали в палатке, не мерзли, утром как полагается - разминка. Пробежались, разделись до пояса - едут на лыжах находчане. Вы здесь ночевали?! Да. Так ночью было -34! А мы не знали и не мерзли. Мы тут и новый год отмечать будем. На встече Нового года было 17 человек. Как и предполагалось - все получилось отлично. Все в восторге. Кариков не выезжал, очень нервничал и вышел на Первую речку встречать. 18-23 февраля 1987г. ходили девчата на Центральное - хребет Воробей - Тигровый. Поскольку одних девчат боязно было - подсунул туда Петю Максимова из Дуная и Камила Вахитова. Прошли они нормально, был момент, когда мужики стояли и указывали в противоположные стороны куда идти нужно. Петя согласился с Камилом, дал возможность упереть народ не туда куда надо, а потом проблем с Камилом не было - он согласился, что ориентирование не его призвание. С декабря начались занятия на семинаре инструкторов-водников. Кариков - начальник семинара и собрал своих в одном отделении. Стажером инструктора взял Петю Максимова. До похода добрались 36 человек. Всего было 4 отделения. Тимошенко командовал эровскими пацанами, у Тани Чуйковой (она была на семинаре на Кеме-86) собрались Деды, Куприянов шел со своей компанией. ДВТИ - восемь девок , я и Петя. На семинаре появилась Котлова, она до этого в секцию не ходила. Были в походе: Кариков, Максимов, Городничая, Архипова, Шевелева, Деменкова, Савинкова, Свичкарь, Котлова, Чернова. Выехали мы заранее - 29 апреля. Билеты взяли и туда и обратно. Очень радовались, оказалось - зря. Пропали билеты.Приходим на вокзал поезд стоит, наш вагон 10. Билеты у Шевелевой. Она еще не приехала. Познакомились с проводниками. Ждем. До отправления 30 мин. Ждем.20 мин. Шеф договорился с проводницей - пусть зайдут, наши места такие-то.10 мин - НЕТ! ...! ...! 7 мин -бежит Шевелева. У рюкзака лямки оторвались... она на остановке их пришивала.Тащила бы в троллейбус в охапке. Алла Климентьевна 20 мин из мужа пар стравлимвала чтобы не лопнул от злости ожидая билеты. Тут-же в купе обьявили ей 5 кед. Правда не отоварили и в походе. К этому походу все сшили новые рюкзаки - станковые. Приехали в Ургал около 6 утра. Дальше нужно ехать на запад на "бичевозе". Стоим недалеко от переезда ждем попутную машину - поезд в 23 часа идет. На переезде чего-то народ собирается. Мы кашу рисовую молочную варим - пора народ кормить. Пошел Шеф спросить - чего народ ждет? Поезд будет, - бичевоз до Тырмы. Спутал Тырму и Тынду. Нам- же туда ехать! Подьем! Кашу довариваем - остальные к переезду. Подходит поезд - один вагон пассажирский и два товарных. Мы с рюкзаками заскочили в товарный. Чего-то проводница кричит? Хай кричит. Куда едем? Мужички-рыбачки интересуются. Да вот семинар у нас , на Туюн идем. Сейчас до Васпорухана едем, дальше сплавляться будем. Поезд в другую сторону идет. До Васпорухана долго ехать ? Долго, он вообще туда не идет. Как, не идет? Совсем не туда идет. !.. ?...! Когда остановка!? Недалеко км 12.Остановились - вывалились. До Ургала где поезд 12 км. Никакого транспорта... Давай кашу съедим. Поели. Пошли по шпалам назад, к вечеру точно успеем. Отошли с километр - у Свичкарь станок рюкзака сломался. Ремонтируем, а тут тепловоз идет на Ургал. В шутку говорим с Петей - девчата голосуйте - может подвезет. Остановился. Бегут девчата - подвезет! Мы быстренько затащили рюкзаки и девчат в машинное отделение.Трап вертикальный, высокий. Подъехали до перекрестка - мне налево, а Ургал направо. Во - Володька едет из депо. Володя - подвези студенток до вокзала. Пересели в другой тепловоз. Девчата рюкзаки уже сами погрузили. Проболтались в Ургале до вечера (1 мая)посмотрели кино. Вечером садимся в поезд -проводник азер с женой азер. Вагон развалина. Когда будем в Васпорухане?" В дива часа ношши". Разбуди нас за полчаса, у меня десять человек пока соберутся. Хорошо. На всякий случай Шевелева должна была проследить за временем. Спать не хотела. Будит - Геннадий Григорьевич, по времени должны подьезжать. Пошел к проводнику. Когда Васпорухан? Васпорухан - пириехали. Приехали? Да пириехали. Ну приехали, а когда остановится. Остановится в Амган.Как Амган, нам-же в Васпорухане надо! мы что проехали его? Да пириехали. Что-ж ты, паразит не разбудил! Забил. Прибегает Архипова - Геннадий Григорьевич - Свичкарь в туалете застряла! Как застряла? Дверь заклинило. Петя! Бери топор и руби эту дверь! Послюшай - нэ надо дивер рубит! Пошел вон! Оля в туалете плачет уже с подвывом.Открыли. Едем. Куда? Слюшай, ехай до Этиркен, там вокзал ест. Если нэ уедишь - вешшером я всэх бэсплатно назад привэзу. Чтоб ты пропал! Приехали в Этыркан в половине четвертого утра. Вокзал открыли к 1 мая. Мы первые.Утром проснулись - снег 10 см. Нашли доски, сварили поесть.Бегаем ищем поезд назад. Шиш, поезда МПС -это не вольница ургальская - Вовка подвези. Не берут. Уговорил одного в 14 час. "Школьники у меня, да очень надо,..." Грузитесь. Ни хрена себе - да вы еще с рюкзаками! Да сколько вас! Дяденька - мы уже ездили, а сами по трапу как кошки лезут.Приехали в 15 часов. Пошли мы с Петей приличный дом искать для ночлега у реки. Идет следом Городничая - нас зовут картошку есть с тушенкой.- ? Да тут солдатики дома разбирают.Там стоял в 1983г полк, но уехал. Хлопцы предложили еще и в бане помыться. Очень кстати. Около двух часов ночи приехали остальные отделения. Вываливается полупьяная орава, дудит какая-то труба. Пошли в домики. Оказалось, что пьяных не было, просто ребята от радости очумели. Трубу Фейгин где-то на корабле достал. Через день вышли. Мы ехали вдоль реки ночью и не видели, что она практически не вскрылась. Километр чистой воды мы прошли быстро и уперлись в лед. Конечно, наше отделение шло первым и сначала разгребали льдины у берега. Следом стояли мужики и ждали, когда девочки расчистят проход. Пообедали, Шеф отматерил инструкторов других отделений. Стали немного помогать. Петро шел на байдарке. Еще одна байдарка была у Тимошенко. Тащить каты по каменистому берегу даже нашей дружной десятке было очень тяжело. Попробовали мы с Петей гнать их по льду.Одеты мы в КЗМ и если что - запрыгнем на кат. Результат был ошеломляющим - пахота превратилась в развлечение. Второй кат и байду на нем мы вели уже развлекаясь. Буквально через 10 минут новый ледовый мост и пока мы с Петром вели один кат, девчата сами провели второй. Мы стали жутко мобильными! Правда лед гнулся и разваливался на шестигранные столбики 5-6см на 40-45см.При этом проваливались мы по грудь в месиво - дальше спасики держали.Хорошо, что КЗМ у всех. Потом устраивали пирамиду - Пенелопа, сверху Пульхерия и байда. Названия катамаранам Фейгин дал на второй день похода.Так и прижились. 10 человек ведут по льду и перед чистой водой все проваливается, гребем по льду веслами и ногами. Мы уже на верху сидим. На дне намерзший лед, по нему течет вода. Плыть плохо -ползет кат по льду. Сзади на байде Тимо шенко скребется. Эй! Это что делается! Орет сзади Тимох. Красота! Лед ото рвался от дна и поднял Тима вместе с байдой, она лежит на борту и Игорь гребет веслом по сухому. От порога БАМ , не выдержав, ушло назад отделе ние Куприянова. Тимохины пацаны притихли. Деды Чуйковой каждый день сорев новались с нашими девчатами,кто быстрее идет, быстрее лагерь поставит и прочее. Все время проигрывали и зауважали. На третьей ночевке они отвоева ли место рядом с нами у тимошенковских и с тех пор становились рядом. По крайней мере, конфетки у девчат после этого были всегда. Подошли к Талибджану 8 мая в 15 часов.Дальше сплошной лед,да еще и торосистый.По такому не прогонишь кат. Решили идти пешком на бурейский мост. Карты нет. Выкопировка с 5км. Это как по глобусу идти. Пошли. На подьеме сорвалась Оля Свичкарь. Нахапала себе в рюкзак тяжестей и не отдавала, а потом запали лась. Истерика, слезы. Петро забрал ее рюкзак и тащил. Стали около 21 час в жутком урмане. Болотный багульник. Оля уже оклемалась и практически сама ужин сделала. Пока место расчищали под палатки, по радио рок поймали и плясали. Устали ведь жутко. Чуйкова глянула - девки у тебя какие-то двужильные. Когда ее позвали еще и тортик кушать - она слов не нашла. Назавтра шли и по зимнику и напрямую. Отставать начали Тимохины пацаны - тащили трубки каркаса кат. Разобрали наши девчата по трубке - пошли веселее. На обеде выяснилось, что у них продукты кончились. Варили на всех. Дождь на летел. Вдоль дороги было очень много прошлогодней брусники. Сколько ни подгонял - спешить надо, все бестолку. Повернусь назад - из кустов только зады и рюкзаки торчат. Плюнули - давайте попасемся. Ели наверное с час. Еще и в поезд набрали миску, потом ели залив сгущенкой. С обеда стали слы шать вдали какие-то взрывы. Примерно к 20 часам подошли к мосту. Окзыва ется, стоит на нем солдат и навлившиеся на опоры большие льдины подрывает толовыми шашками. Запалил - бросил и за железяки прячетя. Умотались мы так, что тимохины даже через мост не пошли. Наши в предыдущий вечер еще форс держали, а тут уже не плясали. Спали за мостом. Дальше идти смысла нет - начинается болото и до Ургала не станешь. Хотели воды набрать в лу жице рядом - в ней дохлая рыба плавает. На Бурее вода как в бетономешалке взвесь песка и глины. Лед все перепахал. Набрали льдинок шестигранников и готовили. Правда толпа настолько устала, что даже ели с трудом. Утром проблема - до Ургала 11 км, поезд идет около 12, билетов еще нет. Попутные не берут. Кое-как отправили на мотоцикле Котлову с Борей за билетами. Потом мотоциклист приехал за девчатами. До Хабаровска ехали отсыпаясь. Утром пе ресадка, магазины не работают, поесть ничего не купишь. В поезде очень дорого. Как я купил колбасы, кефира и хлеба - можно только устно рассказать. Давил на сочувствие - "везу учащихся железнодорожного ПТУ". В поезд Россия здоровый детина-проводник не пускал "Этих с Верблюдами, а не рюкзаками". В поезде ко мне пришел бригадир и начал исподволь выяснять, действительно-ли у него едут кандидат наук, завкафедрой и член союза художников(это чуйковские Деды), да! И третий - начальник цеха на крупном заводе. Этого Вадика Кугая два часа назад я называл "голодным ПТУ-шником".Тот провод ник охамел и нарвался на обещание выдать ему от души не кулаком, а черезкраевое начальство. Засомневался и решил через бригадира выяснить, кто эти мужики с рюкзаками. Вообщем извинялся потом.

ПОХОД ПРАВАЯ БУРЕЯ - НИМАКАН

Поход задумали еще с Нового года. Хабаровчане говорили про Бурею, что там одни шиверы, а вот насчет Нимакана - сплошные восторги. Мы сидели в бочке около минуты, а кат у нас 2 куба! Падение 10 м на 25м ! К походу было прорва работы. Новый катамаран, весла, котлы. Старые каты переделать. Времени после мая осталось всего-ничего. Сессия началась. К средине июня ничего не готово, народа нет. Делать начали, в основном Деменкова, Свичкарь, Шевелева, Архипова. Расчет питания сделала Ира Архипова. Взяли еще парней из ТУРНИФа - чтобы рюкзаки поменьше были. Своих институтских так и не было. Выезд наметили на 14 августа. Собрались все во Владик буквально за неделю до выхода. Делали все быстро. Катамараны были готовы заранее. Выяснилась накладка - Городничая сидит в Жданове и не может вылететь - нет билетов. В последний день выяснилось - надувных жилетов, обещаных тинровцами - нет. Вообще катастрофа. Нашли Степу Воронцова, решили вопрос - нам жилеты на вокзал привезли. Сдали билет Городничей. Дотащили все до поезда. Все! Сидим в поезде - за окном Моргородок - едем. Та-а-к, маршрутная книжка дома. Командировочное удостоверение тоже. Приехали в Хабаровск, жара, мороженного навалом. Стоим в своем левом углу у вокзала. Оставили дежурных двоих и все в город поехали. Поезд в 13 20 уходит. Приезжаем - сидят трое - Городничая прилетела. Она прилетела во Владик к вечеру и утром на самолете в Хабаровск. Больше всех Шевелева сияла - они подружки. Приехали в Чегдомын - воскресенье - нет самолета. Посмотрели музей Вехне-буреинского района. Только в этот раз вместо хорошего экскурсовода была бабуля которая ничего не знает и не интересуется. Пришлось рассказывать самому, что помнил. В Софийске побежали за продуктами - с ними стало хуже. Сухарей нет! Договорился в столовой насушить. Резать 30 булок. Договорились со старателями, что довезут до Нимана. Ночевали в аэропорту, утром сбегали в поселок за сухарями и продуктами. Чуть позже смотались за тканью - дошить спальник. Сшили. Пошел дождь и под сильным дождем пришел наконец "Урал" - ехать будете ? - Что за вопрос? Загрузились под дождем, накрылись индивидуальными накидками - мокнем. Остановились, накрылись большим тентом. Выехали в 15 15 и ехали с остановками до 17 часов. Дорога вправо вниз по Ниману, а нам влево и через перевал на Бурею. Вверх по Ниману вроде есть изба. Ребята пошли туда, а Кариков с Городничей пошли просмотреть дорогу дальше. Пришли к избе уже в сумерках. Дорога - жуть, ноги выше головы задирать приходится. В избе связист и два бича, строят новую избу. Девчата решили ночевать в палатках. Местные, оценивая время прихода на Бурею сказали - раньше 10 вы не выползете, и раньше 15 на месте не будете. Ребята услышали это и завелись. Вообщем мы поднялись 6 размялись и вышли в 7 50. На Бурее были в 10 20. Начало пешки было жуткое - тропа по телефонке круто вверх. Какой лес на Бурее! Там такая прелесть! Каты делать только девчата умеют, мужики только - принеси-ошкурь. Но к 17 часам мы умудрились все сделать и выйти на воду. Ночевали на правом притоке Ванга. Спали в избушке на полатях и на полу. Вечером Городничая вытащила сюрприз - дыню с юга. На следующий день прошли мимо гидропоста, обедали на берегу и разглядывали клубнику. К вечеру дошли до Умальта-макита. Там стали на дневку. Место роскошное - плита на берегу примерно в полуметре от уровня воды, рядом большой улов. Боря Фейгин сложил отличную каменушку. Правда с каркасом вышла хреновинка - он все время падал и его приходилось держать снаружи. Сначала мылись девчата, а мужики ушли на полкилометра выше по течению. Парни подправили каркас и вылетали из бани прямо в улов. На дневке реабилитирован Женя Левандин - ОН ПОЙМАЛ РЫБУ! Его брали в поход втемную - рыбак хороший. Хороший он оказался на озерах и на Дону. На горных реках - хреновый. Этого ленка сделали горячим-копченым. Правда солоноватым. Утром следущего дня на спокойном месте у скального выхода, вылетела заборт Чернова - весло прилепило к камню. Развернулся к ней чтобы вытащить, а Татьяна изо всех сил плывет к берегу - от нас. На нее чуть не навалился верхний кат. Поймали - вытащили на берег и сушить. Конечно появился повод обсудить методику спасения. Дальше были только шиверы, на них тренировались по принцимпу - делай как я. К вечеру подошли к гидропосту и не собирались ставать, но гидролог Андрей очень интересовался компанией девчат и мы заночевали. Кроме него там были еще рыбаки из Чегдомына - водители автобусов. Один из них, увидев на кате табличку "Детсад" ужасно обрадовался, а я не мог понять - куда она делась! Это Боря спер табличку с его автобуса. Кончилось все фотографированием на фоне ката. Обязательно в таких случаях высылать фото. После этого тебя будут встречать как своего. Утром вышли неспеша - обычное дело - из избы.Через полчаса дошли до метеостанции, сходили к ним, а потом почти час лазили по выворотням - малину ели. Шли по реке не спеша, тренировались на камнях. Надоело - сцепились вместе - ели, пели. Пошел дождь - навалились на весла и пахали. К ночи дождь прошел, ставали на низком левом берегу в ивняке. На следующий день вышли рано и ждали порог "Чертов огород" - ничего не было. После обеда пошел дождь и сыпал до самого вечера. К 16 часам подошли к парому. Тут дождь вообще сбесился. Каты раскидали за пять минут. На попутках отправили во Владик Свичкарь - у нее разгулялся отит, и Савинкову - ей нужно было хвост сдавать в институте. Пошли в поселок. Сели в беседке и пошел я выяснять где переночевать можно и как доехать до Нимакана. Леспромхозовский начальник вообще говорить не стал. Вернулись на паром и там ночевали. У нашего паромщика помощник кореец их всех Кима зовут, вроде наших - Ваня. Утром Борис пошел договариваться в поселок насчет машины. Минут через сорок выылетает на берег и что-то орет, размахивая руками. Договорился насчет машины - та скоро уходит и не собирается нас ждать. Собрались мы моментально - переправились на правый берег и вприпрыжку в поселок. Машина подошла минут через 10. Ехали в компании бичей. Накрылись от дождя тентом. Бичи пили пиво с дихлофосом. Пшикали в стакан. Очень вежливые - они при этом вылазили из под тента, чтобы не смущать нас. Высадились примерно через час. Грязь, марь вокруг. Много голубики. Минут сорок ели ягоду, потом язык щипать начало. Пошли - марь, ноги выше головы поднимать. Несколько сухих пятачков, на которых и отдыхали. Через 75 мин. подошли к Нимакану. В этом месте стоит зимовье довольно паршивенькое, для того ,чтобы ночевать, пришлось вынести массу мусора и прелых тряпок. Грели на костре камни и таскали на место, где была печка. Трава вокруг - в рост человека. Оказалось это не весь Нимакан 10 м шириной, а только протока. Лес для каркасов так себе. Как полагается назавтра пошел дождь. Комаров в этом месте- просто жутко много. Строились на правом берегу и переходили по бревну. После того, как на переправе кильнулся только что одевший КЗМ турист - натянули перила. Построили каты ,но в этот день не пошли. Дождь моросит, нет настроения. Вышли, конечно, в 10 утра. День пасмурный, речка полноводная, много петляет. Очень похожа на Нанцы вверху. Примерно в половине восьмого решили ,- пора ночевать. Вылез шеф на высокий берег и обомлел - поляна большая и сильно аболоченная, но голубики! Высокие кусты усеянные серебряными колокольчиками ягод! Совершен но невозможно пройти мимо. Позвал толпу со словами - не знаю, посмотрите сами. Вылезли все и начали с умным видом лазить - ягоду трескать, иногда издавая глубокомысленное " Может там посмотреть?!"Место - совершенное болото! Потом уже когда языки щипать начало, посмотрели на часы половина девятого. Переправились на правый берег и стали в поганеньком месте. Утром через семь минут сплава обнаружили большое чистое зимовье на правом берегу. Все по науке! Примерно в полдень подошли к завалу. Пошли просматривать Шеф по левому берегу, кто-то еще по правому. Лазил Кариков больше часа и пришел сверху по реке - плутанул на обратном пути. Обнос оказался очень простой и бесхитростный - тащи прямо через завал. За полчаса перетащили все три ката. Дальше пару км со шлагбаумами и нормальная вода. К Нимаканской трубе подошли уже к вечеру. Сначала на правом берегу увидели заброшенный поселок корейских лесорубов. Боже! Какой кошмар! Изуродованная тракторами земля - дерн висит на голых камнях. Домики все без крыш (специально делается чтобы никто не жил) залито все мазутом, маслом машинным, железки брошены.В некоторых домиках портреты Великого кормчего. Стоит здоровенная цистерна с соляром 8 км и куба на 2 с маслом. Боря Фейгин набрал в брошенную пластиковую канистру соляра - костер разводить. Канистра без крышки. Привязал на кат. Загадил всю реку. Народ заорал - Выброси ты ее ,но не в реку. Выбросил, а через пару - км подошли к первой шивере и стали на ночевку. Просмотр показал, что действительно неплохо, как поперла - так и прет за все обозримые повороты. Сплошь белое. Прелесть! Утром разминка и прохождение первой шиверы. Длинная и с поворотом. Шли по принципу - пошли посмотрели - прошли. В конце длинной шиверы стали на ночевку. Пару раз занесли каты наверх и прошли на пустых. Дождь, опять дождь! Ну не везет с погодой. Просидели день в ожидании. Через день вроде прояснилось, пошли. На пятом пороге произошел инцидент. Порог - водопад через всю реку и слева треком проход, но нужно пробивать темный вал за сливом. Разгоняй на входе да посильнее. Прошел Шеф на Бони, стал на страховку слева. Парни на фото и выбросках. Вторым шел экипаж Бори Котлова, Городничая и Чернова. На заходе гребли вяло , на сливе вообще рты разинули. Вижу снизу - Чернова начинает заваливаться за борт. Что за черт! Опять Чернова! - Хе! да туда же и Котлова пошла! На катамаране от сильного бокового удара сломались все поперечины! Выскочили на струю - сверху полетела выброска от Алмаса. Подлетаем к ним и видим -Котлова пытается выбраться из-за борта, а у самой глаза - квадратные. Единственный раз за все время видели ее испуганной. Но только на мгновение. Забежали с правого борта и толканием прижали кат к берегу. Пока обедали сделали новые поперечины(с руку толщиной)и заклеили дырку в надувашке Бони. Вечером подошли к предпоследнему порогу. Он действительно суров. Пронесли вещи ниже по левому берегу и заночевали там. На правом берегу отличное место для ночевки. Но непроход сверху. Для наших девчат с опытом ледового Туюна этот порог был явно не по силам. Решили проводить. В последнем сливе бросили Пульхерию на самоход. Она переворачивалась через голову. Утром убегали "Срочно надо Боре на работу" Боря, Котлова и Камил. Они проперли до Ургала 120 км за день. Да еще и сорок минут обжирали мужиков на водомерном посту в устье Нимана. Впечатление на них произвели... Настроение стало какое-то помятое. Нас осталось только 8. Сразу за поворотом от последнего порога на высоком правом берегу неплохое зимовье. Первые 10-15 км еще несет - виверы , перекаты, а потом - тоска. На обед стали на правом берегу. Солнышко ,ягодник но без ягод. Шили кат Бони. Он был сшит из ткани которая дико терлась на швах. Практически за день протерли 1,5 м.К вечеру остановились на подошедшем справа зимнике. Голубики - море. Сначала просто ели, потом собирали впрок. Все руками, а Шеф - "комбайном".Всем скоро надоело - ушли на левый берег ночевать. Позже приехали забирать его с ягодой. Как ни поздно было - девчата тортик сделали. Назавтра предполагалось выйти к людям, а он остался. Архипова его украсила ягодой. Двумя поперечинами связали каты вместе и получился линкор длиной 10 метров. Шел он хорошо. Можно было грести вчетвером. На обед стали в ивнячке, а там зайчата бегают. Ели уже на плаву."Перли" без остановок. На гидропосту пристали, поговорили. Пришли уже в сумерках. Упаковали все мокрым. Сушить негде. Вышли на дорогу в 23 часа. Утром поезд. Так как весной не хотелось бежать. Попался Магирус, в кабину залезли 6 человек. В Лиственной еще двое из кузова влезли. Весь вечер мылись в подсобке. Ночевали опять на втором этаже. Мы как-то там уже прижились. Ехали прямым поездом Чегдомын -Владивосток. Приехали в Хабаровск и узнаем, что он стоять будет 12 часов! На вокзале выяснили ,что Россия опаздывает и на нее есть билеты. Смотались за вещами, переделали билеты и уехали. Участники похода: Городничая Оля, Архипова Ира, Свичкарь Оля, Шевелева Ира, Савинкова Оля, Котлова Ира, Чернова Таня, Кариков, Вахитов Камил, Адилханов Алмас, Рябчиков Женя, Левандин Женя, Фейгин Боря.

Осень 1987 года запомнилась вечером туристов ,веселыми стартами. Был осенний слет ,на котором мы выступали с новичками. Как всегда ,держали форс и выставляли женскую команду. На навесной переправе Вера Овсеенко не могла подтянуться и отстегнуть грудную обвязку - с другой стороны команда Черновой - "Ира! Помоги ей грудь отстегнуть!" Новый год , как всегда отмечали в лесу. Старички к этому времени уже были на высоких курсах и на тренировки ходили маловато. На 7 ноября пошел Шеф с новичками в район Тигровой. Шли по ключу , а рядом шел со своими Чемпион Союза из Находки - Кабелев. Стали на обед одновременно. Наши набрали дров с земли и пытались костер развести. Те-же набрали сухого и быстро костер заполыхал. Вообще ребята старались и сходили неплохо. Тогда первый раз пошел зимой Гриша Кариков. Как обычно у новичков - все лезли к костру, - мокли, и мерзли. Новый набор был очень большой и на этом базировалась политика нового сезона. У девчат было достаточно походов, но не было руководств. Вот и решили сделать майский поход шестью группами на Яурин -двоечку практически одновременно. Руководства делали: Городничая. Котлова, Шевелева, Савинкова, Архипова, ДеменковаТаня.Причем в отделении Архиповой были Сашка Проломов и Моргоев. До сих пор Проломов с дрожью вспоминает ,как его гоняла маленькая Ира. Хлопец он был не самый старательный- ну и получал... Речка идет вдоль железной дороги и весь поход был домашним. Кроме того, девчата выпороли диафрагму из Пенелопы и она протиралась по центральному шву за одну шиверу. Практически не могли идти. После прохода по Яурину собирались переехать на Ягдынью и прыгнуть с водопада 5 м. Навстречу нам подъехал Боря Фейгин и заявил , что воды там нет и делать там нечего. Конечно, толпа расслабилась и поехали только посмотреть на водопад. Придя на место, обнаружили туристов - те собирались прыгать. Мы же приперлись без катов. Туда - обратно - на поезд не успеем... Сфотографировались, посвятили в водники новичков, и поехали домой. В походе были: Сардакова Лариса, Никифоров Женя, Моргоев, Сутыгин, Шабалина Люба, Проломов Саша, Терехов Костя, Кириченко Антон, Овсеенко Вера, Мурзинов Слава, Посадская Оксана, Лисичникова Оля, Афанасьева Лариса, Хазиев Женя, Бояркин Миша на байде ну и Кариков. Осенний поход сделали по Якутии - на реку Тимптон. Шеф не смог идти - не хватило отпуска. Девчата сходили сами с ребятами. В последний момент отпала Савинкова - дурачились на Шаморе и сломала шею! Пошла вместо нее Шевелева -она сначала не собиралась идти -по личным причинам. Но компанию им составил Боря Фейгин и как следствие -"перли они -задрав штаны за комсомолом". Как всегда Борис делал несколько походов в год и очень мало времени имел. Отработали даже движение ночью с дежурными. Тимптон прошли за 8 дней. Это 450 км. В устье Тимптона девчата договорились с речниками на самоходной барже, что те довезут наверх к Томмоту, а им палубу вымоют. Ехали наверх весело, загорали, дурачились. В походе были: Городничая, Шевелева, Лисичникова Оля, Шабалина Люба, Соловьев Паша, Фейгин, Овсеенко Вера, Котлова.

1989 год
Этот год отмечен самым большим достижением для того набора - прошли Китой в Саянах. В походе приняли участие ребята из Хабаровска -старые знакомые Карикова. Предполагалось, что их будет 6 человек, но к походу осталось четверо: Попов Саша, Кириченко Антон, Замдвайс Толик и Селин Сергей. Из наших были: Городничая Оля, Котлова Ира, Шевелева Ира, Шабалина Люба, Хомченко Наталья, Овсеенко Вера, Кариков и Хазиев Женя. Встретились мы с хабаровчанами уже в аэропорту Иркутска. В лицо до этого видели только Сашку Попова. Притащили эти хлопцы с собой 74 кг нерасчетного барахла...Добрались до Слюдянки - оттуда на автобусе до Монд. На одной из остановок увидели. что прошедший в долине дождь в горах выпал снегом, а у девчат на ногах - кроссовки. Срочно купили в магазине резиновые сапоги. Приехали в Монды в 19 часов. Ночевать устроились на крыльце КБО. Пришли местные пацаны, сидели , пели песни, а ночью украли у нас два рюкзака. В одном из них были документы -маршрутка, командировочное удостоверение. Кое-как Сергей Селин умудрился вернуть путем переговоров с пацанвой. Не без потерь. Машину смог достать в геологической партии. Заплатили 94 р., хорошо, что бумагу дали. Подождали один день, потратили его на ремонт и шитье катамарана. Женя Хазиев уговорил девчат сделать " Кат с напряженной рамой".Что из этого получилось - нельзя было смотреть без слез. Кат превратился в связку надувных подушек, крайние из которых болтались под ударами волн. Приехали на место уже под вечер и сплавились вниз вставив в надувашки только подобие поперечин. Прошли около 6 км и стали на ночевку. Там на следующий день делали каркасы. Вышли вечером ,было холодно и стали на левом берегу практически перед нулевым порогом. Удивило, насколько разгильдяи и копуши Хабаровчане.У них другие ценности и достоинства. На следующий день дошли до Саган-Сайра, там база геологов. Пошли поговорить может и переночевать. Нас встретили достатчно неприветливо и мы решили ночевать ниже. Почти сразу хабаровчане продрали кат и стали ремонтироваться. Мы стали чуть выше 6 порога, вытоптали приличную площадку. (Утром выяснилось, что в 300 м ниже - отличная площадка). Пошли 6 порог на пустых катах. Сашка Попов шел вторым и на отчаливании упустил весло, так и прошел пассажиром. Порог простенький. К вечеру подошли к Лизкиным щекам. Причем произошло это довольно неожиданно - шиверы стали очень приличными нам потеть пришлось основательно на очередном перекуре съели по конфетке и решили чуть ниже пристать посмотреть где Щеки. На первом кате пошел шеф смотреть. Вылетели на один камень, на другой - ух и дает! Но вот тихое место , что впереди - не видно. Какое-то шестое чувство говорит - не лезь. Пристали вправо и посмотрели - водопад! Давай вверх скачками - ребят предупредить. Всех зачалили и решили ночевать прямо над водопадом. Вечером пошел просмотреть обнос по правому берегу. Хреновато - похоже на пешку на Кему. Утром девчата начали таскать груз вниз по тропе, а мужики обносили каты через водопад. Тропа там... Напахались наши девоньки.. Ночевали на левом берегу в средине каньона чуть ниже "Винта". Натянули переправу и переезжали на кате. Ночью вода поднялась и поперло! Попытались переправиться на кате - дохлый номер - четверка в воду уходит. Кое-как на веслах перескочили и отвязали веревку. Здесь при погрузке уронили в воду каску Шевелевой. Нашили на панамку кубики пенопласта. Очень всем понравилось и шли в ней по очереди. С ночевки обнесли по левому берегу до конца каньона. На пустых катах прошли остальное. На одном из порогов кат Карикова залетел на камень - экипаж снимали с камня. Потом мужики перетащили кат ниже и все вместе дошли до конца. Слетев в бочку - переломилась доска под сиденьем 20мм.Летели как со второго этажа. В тот-же день дошли до 21 порога. Очень приличные пороги. Стали на правом берегу, там еще много голубики было. Вечером проехали мимо нас местные - охотится. Попросили не лазить вниз по реке. Ничего не добыли. На следующий день дошли до 36 порога. Но это была уже суровая речка. Пару раз залетали так крепко, что становилось не по себе. Временами шел дождь, да приличный. Перед 35 порогом влетели на камень посреди реки. За ним яма - кат вертикально станет. Зависли на подушке- хорошо -вовремя сместились на камень. Как быть? Помочь никто не сможет с воды. До берега далеко. Прыгать по одному вниз? Упаси боже! Да и не заставишь. Проговорили кто и что делает, по команде " Пошли!" рванули вниз. Не успели испугаться и пролетели. После этого начало колотить Шевелеву - оказывется шла в одной рубашке под спасиком. Притстали , одели, пошли ниже и практически тут-же подошел кат хабаровчан. А не пересидеть ли нам дождь!? Натянули тент и сели. Просидели так пару часов. А не переночевать-ли нам здесь!? Там и ночевали. Просмотр показал, что впереди еще сложнее пороги - на некоторых мемориальные таблички. Утром погода исправилась и дернули вниз. Кстати, на катах были команды свои и самая последняя у Шефа звучала- "Теперь только держись! "На хабаровском -"Влетели!" На молодежном -"Дергаем отсюда!" Следующие полдня просидели пока не вышло солнышко. В 13 часов пошли. На 37 пороге хабаровчане, пройдя первыми, "видели дно нашего ката" - там такие валы мощные были! На 39 пороге девчата не дотянулись до воды и не успели сбросить нос вниз. Крокодил чуть не перевернуло - поставило вертикально по диагонали. Смотрю - надо мной Шевелева на высоте метра три над водой. Куда упадет? На меня или от меня? Тянул веслом сколько мог и в последний момент увидел, что кат ложится на киль. Тут меня выдрало из посадок (сидел на петлях, как бабка).В ушах грохот ,мысль только-бы не прижало к камню. Вынырнул между гондол, а нога в петле застряла. Слышу крик - Кариков в воде! К берегу! Ага, они меня теперь об дно потрут... Выдрал ногу, вылез на кат. Растянул мениск. Просидели минут сорок, пока я отходил. После этого сороковой порог и Ворота. Перед воротами Попов решил подурачится и залез в бочку. Они там торчали с минуту - выбраться не могли. На левом берегу раскидали каты быстро. Уже в 18 часов пошли пешку. Дошли да " Аэродрома" - видовой площадки у водопада и заночевали. Примерно в 11 утра следующего дня дошли до Эхе-Гола. Брод не удался , но через поток лежало бревно и по нему переправились сначала Антон Кириченко, по том Городничая. В это время хлопцы натягивали переправу для рюкзаков. В последний момент сообразили ,что нужно со страховкой переправлять. Страховали Овсеенко и Шефа последних. Дошли к Моткин-Голу к 18 часам. Хороший лес кончился уже за два км до воды. Посмотрели -без ката не переправиться. Спустились ниже и вдруг видим на другом берегу кат стоит. Давай кричать - перевезите. Мычат, пожимают плечами. Через полчаса подошел руководитель и принял решение перевезти. Первый вопрос - доктор есть? Кроме девчат поехал и Селин. Он действительно в медицине соображает. Там у среднеазиатов руководитель был в тяжелом состоянии - почки отказали. Весь как студень и сознание постоянно теряет. Смотрим -девчата мигом тент поставили, Сергей там с больным возится. Перевезли нас. Поставили лагерь. У них продукты на исходе. Кормим всех! Уперлись - в устье Шумака на базе геологов - связь - нужно вертолет вызывать. Нет там никого! Не докажешь. Утром мы Халита Нугуманова на носилки и поперли на сопку. Вертушка в ущелье не сядет. До чего тяжелый человек на носилках! Круто. Тащили по 150 -200 шагов. Азиаты больше 50-60 не тянули. Давно харчи на подсосе. Занесли на сопку - прибегает Селин с базы,- никаких геологов. Спустились за рюкзаками вниз, принесли их и пошли дальше. Девчата с утра догрузились до 30 и пошли обносить. Новый руководитель Ширяев(Ташкент) не тащил своего товарища - тяжело ,а я старый -46 лет. С вершины Халита тащили Попов и Селин. Они смастерили волокушу -очень круто и сзади можно не поднимать. Мы отнесли свои рюкзаки, пришли за их. Но самое сложное - на берег спускать пришлось носилки на веревке , да с перестежкой. Прям - тебе ТПТ. Спустили вниз и упали без сил. Мы азиатов отправили перегонять кат по воде. Проку с них на переноске никакого. Они прошли водой как раз, когда мы спускали носилки. Хоть-бы подошли помочь принести. Гордые, веселые - мы прошли по реке! Этим вечером Серега практически на ноги поставил Халита. Назавтра мы собрали каты и ушли в 15 час. Попутчики не пошли - дождик. Халит уже ходил, улыбался. В одном месте порог - практически водопад через всю реку. Метнулись вправо , влево, - "Только держись". Все влетели. Но прошли нормально. До базы шли чуть больше часа. На следующее утро начали баню топить, тортик делать - прибегает Костя - быстрее - сердце остановилось! Побежал Серега , да ничего сделать не смог. Они его посадили в средину в штормовочке, а сами в костюмах. Когда плюхнулись с водопада -его окатило водой и сердце выключилось. Примерно в 15 они прошли мимо нас. Забрали двоих приблудившихся пешеходников. Испортили дневку и все настроение. После Шумака Билютинский каскад. Хорошо, что Таран предупредил о его сложности. Прошли нормально. Прошли ниже метеостанции Дабады. Там стояли ребята , ждали вертолета с прокурором. Мы прошли полтора часа и стали на левом берегу. Следующий день - тоска и гребля. Несет хорошо и за день добрались до Октябрьского. Стали в 18 час. Раскидали каты - ! Автобус через полчаса! Дальше все скачками. Доехали до Ангарска, там на вокзале мылись, варили у бабушек в подсобке кашу. Утром уехали на электричке в Иркутск. Ночевали на станции юных туристов, стирались, мылись. Съездили ребята в музей деревянного зодчества, что по дороге на Лиственнку, я не поехал. Еще в Слюдянке подсунул Джону Хазиеву в рюкзак дверную ручку от ж.д. вагона. Весь поход над ним потешались. Сейчас копаюсь в рюкзаке и вижу, что он мне ее сунул. Переложил назад и до Владика молчал. На вокзале, расставаясь, попросил все вернуть в клуб -"и ручку от двери -тоже!" Опять хохот от души. Из Иркутска поехали в Улан-Удэ. Нам билеты на самолет взяли родители Цырэновой. Мы приехали к ним с визитом вежливости, взяли с собой продукты и забыли их на базаре. Попили чайку и - стали засыпать. Срамота. Как летели во Владик - уже забылось.

1990 год
Пишет Степанов Саша
1991г.
Маршрут намечался на Камчатку - по Аваче. Но появились серьезные проблемы с билетами, тянулась волынка с деньгами. В конце - концов проработали Зун-Мурин. Компания собралась вроде нормальная - Максимов Петро, Пермяков Сергей, Степанов Саша, Черноусов Вадим, Злотников Юра, Кариков Гриша, Бутин Дима, Терехов Костя, Жукова Галя, Шибарова Саша, Света Ким-Пок-Сун. Гриша во второй половине июля сходил на Туюн. Шел на кат-2 грузовом. С нами собиралась еще Лена Егорова, но они с Вадимом пошли на Ниман, там она выдала ему капризов полную пазуху и мне было заявлено - "с ней - никогда!" В какой-то степени это меня устраивало, уж больно непредсказуема. Предполагались еще Городничая и Шевелева, но у них изменились планы. С самого начала предполагался женский экипаж и это остались Света и Саша. Летели самолетом, до Слюдянки электричкой, там ночевали в вагоне-гостиннице. Утром взяли билеты на автобус. Возле Жемчуга были примерно в 16-17 часов. Степь, пыль, солнце садится, недостроенные дома и разбитая дорога влево от трассы. Нам туда топать. Поставили рюкзачки на начатый сруб и собрались топать. Быстро договорились с проходившей машиной. За бутылку довезли до курорта. Приехали уже примерно к 19 часам, народ в волейбол играет. Водила предложил довезти до речки еще за бутылку. До речки оказалось полкилометра. Тут водила снова начал вымогать еще бутылку. Скеажем прямо, зрелище было противное. Вышли, поискали брод. Пошли прямо. Дима Бутин погорячился и замочил свой фотоаппарат. Примерно через полчаса справа указатель на целебный источник, потом еще парочка. Потом самое интересное - валялись брошенные части каркасов катамаранов. Такие блестящие, тяжелые. Прошли мы после этого еще полчаса и стали на ночевку. Утром потихоньку поднялись и вдруг слышим шум машины. Вышел на дорогу и увидел ЗИС-157 Если за 10 минут соберетесь - то подвезу. Мы собрались быстрее. Сашка Степанов весло неудачно привязал и по дороге его об дерево обломило. За обещанную бутылку провез нас через шесть бродов. У нас был спирт - куда наливать? Подает котелок. Выдохнется-же. Сейчас выпьем. Думал, что водка и удивился почему мало налили. Уладили. Потопали. К обеду подошли до притока. Готовили долго, дождик прошел. Потом наладилось все. Очень тяжелые рюкзаки были. Гриня при собственном весе 32 кг тащил от 15 до 17кг.У нас перебор был с весом. Вадик не проследил и вместо 380 кг получилось 480.Правда мужики были здоровые, тот-же Дима Бутин тащил сначала 50 кг. Серпантинчик до плато знатный. Поднялись туда к 19 часам. В домике ставать не стали. Назавтра вышли около 9 утра. Сначала было болотистая тропа, потом вышла на курумник. Там увидели сеноставку, какую-то больную, она едва двигалась, легко поймали. Гриша рассматривал, потом отпустил. На перевал поднялись около 14 часов, первыми Вадим и Гриша. Вадик перед обедом постирал кеды и они за час высохли. На перевале вода есть. Еще в Иркутске я поел какой-то гадости и не варил желудок. Ничего есть не мог. Так и шел три дня на карамельках. С перевала начали спускаться в 15.15. Пришли к Большому Уругудею в 20 часов. Тропа отвратная, протоптанная коровами. Примерно минут сорок отходили, прежде чем стали лагерь разбивать. Вечером к нам приехал пастух, пригласил к себе. Съездил я к ним, взял кислого молока. От него мой желудок наладился. Назавтра туда сходили Вадик и Юра. Потом доводили нас рассказами о сметане, твороге и прочих прелестях. Потом приехали сами пастухи. Один здоровяк узнав сколько тащить ему-бы пришлось ужаснулся. Они используют двух лошадей попеременно, а он трех. Конечно началась езда на лошадях. Сначала девчата, потом Гриша. Постепенно освоились и Гриня решил заставить лошадь прыгнуть через канаву. Разгоняет ее по прямой и - вот она - канава, но лошадь резко тормозит и спускается в канаву шагом. Так продолжалось очень долго. Лошадь оказалась упрямее. Не прыгнула. Назавтра мы выходили. Камней в Большом Уругудее мало и пришлось больше проводить, чем плыть. Послал Гриню по берегу. На одной гондоле его рюкзак, на моей - мой. Сел на кат и - лег! Начало есть! Первый день тащились как по Сице. Дальше начались нормальные шиверы, пороги. Вообще речка хорошая. На одном прижиме была очень приличная работа. Деды прошли нормально, потом пошла четверка - Вадим, Саша ,Юра и Галя. Она сидела первым номером. Притерло их к скале и Галю выбросило. Мы шли следом и не могли понять, почему нас не страхуют. Нас тоже начало прижимать, но успели раскрутиться. Полетели вниз, там Галю вытаскивали. Дима с Костей шли нехорошо, пару раз под скалу притерло, причем один раз прилично. Была мысль Костю посадить на четверку. Запомнилась дневка на левом берегу перед Малым Уругудеем. Я тесал посадку, ребята рыбалили. По радио поперла какая-то классическая музыка. Было 19 августа. Тут Москва передает обращение ГКЧП. Первая реакция - Что еще Ельцин скажет. Парни заволновались - теперь в армию заберут. Областные станции давали информацию не очень-то за ГКЧП. Кончилось ничем. Назавтра подошли вечером к Малому Уругудею. Там стояли москвичи. Сдержанное Здрасьте, носы в сторону. Когда мы сказали о ГКЧП - они переменилиь. Это называется - шухер! Засуетились, начали лихорадочно собираться, будто они смогут что-то изменить там. В тот вечер Гриня начал разводить свой костер. Чтобы не гоняли от пищевого костра, разводил свой и к нему перебирались все остальные. Утром они встали раньше нас и укатили. На 87 пороге посредине камень и справа проход меньше ширины ката. Пришлось Гриню катить над камешком. Подкинуло его! Буквально над головой у меня был. Девчата залетели вправо и тащились вдоль берега - у Светки весло застряло в трещине в скале. Потом Юра Злотников бегал за ним. Постепенно речка становилась все сильнее и девчата стали заваливаться на плохих ремнях. Во избежание неприятностей пришлось останавливаться и приводить все в порядок. На подходе к Хангарулу пошел дождь. Там стали на дневку, место прекрасное. Рыбы наловили прорву. Вода поднималась на глазах - к утру добавились 2 м.Сбегали к порогу Шурик. В первый день он смотрелся как в 1980 году, но после подьема воды превратился в дурдом. Порог Хангарульский тоже был чудненький. Его мы прошли, а в Шурик не полезли. После него были только залитые пороги на которых валы были - ВО! Постепенно толпа обнаглела и стала лезть в валы. Гриня все предлагал - давай в ту бочку, и вон в ту. В конце концов влетели мы так, что я загнулся совсем под днище, чтобы не лечь. Нет хватит! Причем влетели после того, как на наших глазах в бочаре жевало четверку Черноусова. В конце маршрута была жуткая гребля против ветра и дождя по самому Иркуту. Быстренько поставили тент и под дождем ужинали кашей и творогом сублимированным.Правда он был какой-то вязкий. Оказалось, что Светка в него вместо сухого молока - муку сыпанула. Съели. Потом в поселке ее принимали за бурятку и продавали товары"только для местных".Перед отъездом домой проехали по старой Байкальской дороге.

Вверх
© 2003
Новости | О клубе | Походы | Гостевая книга | Форум | Ссылки | Карта сайта
Дизайн: Буча

На стартовую страницу Заслать писмо в СПЛАВ Сделать домашней страницей